Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве

Аннотация

«Послание о незнакомом распеве» (Epistola de ignoto cantu) Г видо Аретинского — один из самых известных трактатов о музыке эпохи Средневековья. Именно здесь Гвидо ввел в употребление слоговые обозначения нот ut re mi fa sol la, которыми музыканты пользуются и поныне. Парадоксальным образом, до самого недавнего времени ори­гинал приходилось изучать по ненадежному и неполному изданию XVIII века Мар­тина Герберта («Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum»). В основу нового русского перевода положены критические издания «Послания» Долорес Пеше (1999) и Анджело Рускони (2008). Кроме пересмотренного текста, новые издания содержат целый ряд нотных примеров, которые ранее в музыкальной медиевистике не прини­мались во внимание. Перевод сопровождается справочными и научными коммента­риями и несколькими аннотированными цветными факсимиле. В рамках Введения ав­тор статьи выбирает несколько специфически Гвидоновых терминов из «Послания», на этих примерах обсуждает методы трансляции старинного знания в современном русском языке. Во Введении также дан краткий обзор важнейших тем наследия Г ви­до в целом, с учетом достижений новейшей «гвидоники», привычно дифференциру­ющей расхожие мифы о Гвидо и подлинный вклад итальянского музыканта.

Использованная литература

1. Ефимова Н. И. Раннехристианское пение в западной Европе VIII–X столетий: К проблеме эволюции модальной системы средневековья. Москва: Издательство МГУ, 2004. 282, LIV с.

2. Лебедев С. Н. Към проблема за авторството на трактатите в сборниците на Герберт и Кусмакер // Музикални Хоризонти. 1987. № 7. С. 43–71.

3. Лебедев С. Н. Мουσικός-musicus-музыкант. Очерк музыкальной терминологии Боэция // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. C. 52–65.

4. Пушкина Ю. В. Ладовая мутация в западном хорале XI в. (не известные страницы теории) // От Гвидо до Кейджа. Полифонические чтения: по материалам науч. конф., 24 февр. 2005 г. / Ред.-сост. Н. И. Тарасевич, сост. Т. Ф. Генова. М.: ТС-ПРИМА, 2006. С. 46–70.

5. [Guido Aretinus]. Epistola Guidonis Michaeli Monacho de ignoto cantu directa, d. i. Brief Guido’s an den Mönch Michael über unbekannten Gesang, übersetzt und erklärt von M. Hermesdorff. Trier: Paulinus-Verlag, 1884. 67 S.

6. [Guido Aretinus]. Epistola Guidonis Michaeli monacho de ignoto cantu directa // Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, ed. M. Gerbert. Vol. II. St. Blasien, 1784. P. 43–50.

7. [Guido Aretinus]. Tres tractatuli Guidonis Aretini / ed. J. M. Smits van Waesberghe // Divitiae musicae artis A.III. Buren: Frits Knuf, 1975. 87 p.

8. Guido of Arezzo. Epistle Concerning an Unknown Chant // Strunk’s Source Readings in Music History. N. Y.: W. W. Norton, 1998. P. 214–218.

9. Guido d’Arezzo’s Regule rithmice, Prologus in antiphonarium and Epistola ad Michahelem. A critical text and translation. With an intrdn., annot., indices and new ms. inventories by D. Pesce. Ottawa: The Institute of Mediaeval Music, 1999. 616 p.

10. Guido d’Arezzo. Le opere. Testo latine e italiano. Introduzione, traduzione e commento a cura di A. Rusconi. Firenze: Edizioni del Galluzzo, 2008. 190 p.

11. Guidonis Aretini Regulae rhythmicae / ed. J. M. Smits van Waesberghe // Divitiae musicae artis A.IV. Buren: Frits Knuf, 1985. P. 92–133.

12. Guidonis Micrologus / ed. J. M. Smits van Waesberghe // Corpus scriptorum de musica IV. [s. l.]: American Institute of Musicology, 1955. 244 p.

13. Huglo M., Brockett C. Odo [Oddo] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. Vol. XVIII. N. Y.; L.: Macmillan, 2001. P. 337–339.

14. Musica et Scolica enchiriadis una cum aliquibus tractatulis adiunctis <…> / ed. H. Schmid. München: Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1981. 308 p.

15. Pesce D. Guido d’Arezzo, “Ut queant laxis”, and musical understanding // Music Education in the Middle Ages and the Renaissance / ed. by R. E. Murray, S. F. Weiss and C. J. Cyrus. Bloomington: Indiana University Press, 2010. P. 25–36.

16. Riemann H. Geschichte der Musiktheorie im IX.—XIX. Jahrhundert. 2te vermehrte Aufl. Berlin: Max Hesse, [1921]. XXIV, 550 S.

17. Rupertus Tuitiensis. Commentarium in Joannem // Patrologiae cursus completus. Series latina / ed. J. P. Migne. Vol. 169. Parisiis, 1894. Сol. 206–826.

18. Sachs K.-J. Tradition und Innovation bei Guido von Arezzo // Kontinuität und Transformation der Antike im Mittelalter. Veröffentlichung der Kongressakten zum Freiburger Symposion des Mediävistenverbandes (1987) / hrsg. W. Erzgräber. Sigmaringen: J. Thorbecke, 1989. S. 233–244.

19. Smits van Waesberghe J. M. Musikerziehung. Lehre und Theorie der Musik im Mittelalter. Leipzig: VEB deutscher Verlag für Musik, 1969. 214 S. (Musikgeschichte in Bildern. Bd. 3. Lfg. 3).

20. Torkewitz D. Zur Entstehung der Musica und Scolica Enchiriadis // Acta Musicologica. Vol. 69. Fasc. 2 (July—December, 1997). S. 156–181.