В раннем творчестве Гайдна можно выделить особый жанровый тип симфоний с концертирующими инструментами. К данному типу относятся симфонии с солирующей партией или партиями по крайней мере в медленной части (в некоторых принцип концертирования может распространяться и на другие части). Таких симфоний у Гайдна восемь — № 6, 7, 72, 31, 36, 13, 24 (отчасти этот тип инструментовки сохраняется еще в двух симфониях — № 30 и 41). Особое внимание автор статьи уделяет вопросу жанровой атрибуции: инструментовка и форма в гайдновских симфониях с концертирующими инструментами сравниваются как с хронологически более ранним барочным концертом, так и с более поздней классической концертной симфонией. Также в работе дается обзор связанных с соло обозначений в партитурах, анализируется выбор инструментов солистов и характер солирующих партий.
1. Адельсон-Вельская М. Серенады Моцарта. Дипломная работа. М.: МГДОЛК им. П. И. Чайковского, 1981. 67 с.
2. Барсова И. Оркестр // МЭ, 1978. Т. 4. С. 83–97.
3. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: ИОСО РАО, 2000. 388 с.
4. Демидова А. Наследие барочной оркестровки в ранних симфониях Й. Гайдна // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 3. С. 58–77.
5. Карс А. История оркестровки / пер. с англ. Е. Ленивцева, В. Фермана, Н. Корндорфа; предисл. Н. Корндорфа. М.: Музыка, 1989. 304 с.
6. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века: в 3 ч. Ч. 3. М.: Композитор: 2007. 376 с.
7. Концертная симфония // МЭ, 1976. Т. II. С. 929–930.
8. Солдатова С. Концертная симфония у венских классиков и судьба жанра в XIX веке / Дипломная работа. М.: МГК имени П. И. Чайковского, 2010. 119 с.
9. Фортунатов Ю. История оркестровых стилей. Программа для музыковедческих и композиторских факультетов музыкальных ВУЗов. М., 1973.
10. Фортунатов Ю. Классицизм: трактовка оркестра // Оркестр без границ. Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова /
ред.-сост. И. А. Барсова, И. В. Вискова. М.: Научно-издательский центр Московская консерватория, 2009. С. 8–13.
11. Фортунатов Ю. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю. А. Фортунатове. Сост., расшифровка и примеч. Е. И. Гординой.
М.: МГК имени П. И. Чайковского, 2004. 384 с.
12. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество / пер. с нем. Е. М. Закс, науч. ред. Е. С. Чёрная. М.: Музыка, 1977. 454 с.
13. Braun J., Gerlach S. «Vorwort» und «Kritischer Bericht» // Joseph Haydn Werke. Reihe 1. Bd. 3: Sinfonien 1761 bis 1763. Partitur. München: G. Henle Verlag, 1990. S. VII–X, 189–223.
14. Brook B. Symphonie concertante / übers. R. Blume // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik: in 29 Bde. /
hrsg. von F. Blume. Kassel [u.a.]: Bärenreiter, 1949–1986. Bd. 12 (1965). S. 1899–1906.
15. Brook B., Griebensky J. Symphonie concertante // NGD. Vol. XXIV. P. 807–812.
16. Finscher L. Joseph Haydn und seine Zeit. Regensburg: Laaber Verlag, 2000. 558 S.
17. Gerlach S. Haydns Orchestermusiker von 1761 bis 1774 // Haydn-Studien. Bd. IV. Heft 1. Köln: Joseph Haydn-Institut, 1976. S. 35–48.
18. Krechmar H. Die Jugendsinfonien Joseph Haydns // Gesammelte Aufsätze aus den Jahrbüchern der Musikbibliothek Peters. Leipzig: Peters, 1911. S. 401–427.
19. Obbligato // Итальянско-русский словарь. 55000 слов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1963. С. 546.
20. Spitzer J., Zaslaw N. Orchestra // NGD. Vol. XVIII. P. 530–548.