Ритмическая тесситура и темповая транспозиция ритма

Аннотация

В статье анализируются партитуры и партитурные транскрипции музыки XVI–XX веков. За изменчивым внешним видом нотации скрываются этапы развития ритма и темпа: квантитативная ритмика средневековья и Ренессанса, переход к тактовой системе в эпоху барокко и зрелая тактовая система классиков с ее гибкой шкалой темпов-скоростей. Ряд особенностей ритмической нотации удается осмыслить благодаря вводимым автором терминам. «Темповая транспозиция» ритма (запись музыки пропорционально измененными длительностями) рассматривается как поворотный момент творческого процесса и как композиционный прием, целенаправленно меняющий «ритмическую тесситуру» многоголосной ткани.

Использованная литература

1. Адорно Т. Новые темпы / пер. с нем. М. И. Левиной // Адорно (Визенгрунд-Адорно) Т. Избранное: Социология музыки. 2-е изд. М.: РОССПЭН, 2008. С. 244–249.

2. Арнонкур Н. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди / пер. с нем. С. В. Грохотова. М.: Классика-XXI, 2005. 279 с.

3. Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (XVI —  первая половина XVIII века). М.: МГК, 1997. 571 с.

4. Бетховен Л. ван. Письма. 1787–1811 /  сост., ред. перевода, автор вступ. статьи и коммент. Н. Л. Фишман. М.: Музыка, 1970. 576 с.

5. Бетховен Л. ван. Письма: в 4 т. /  сост. и коммент. Н. Л. Фишмана и Л. В. Кириллиной. М.: Музыка, 2011–[2016]. Т. I. 616 с. Т. IV. 784 с.

6. Вегелер Ф., Рис Ф. Вспоминая Бетховена. Биографические заметки /  пер. с нем., вступит. статья, коммент. Л. Кириллиной. М.: Классика-XXI, 2001. 224 с.

7. Вязкова Е. В. «Искусство фуги» И. С. Баха. Исследование. М.: РАМ имени Гнесиных, 2006. 482 с.

8. Гельфанд Я. Диалоги о фортепианной нотации и ее интерпретации. СПб.: Композитор, 2008. 216 с.

9. Дубинец Е. Знаки звуков: О современной музы кальной нотации. К.: Гамаюн, 1999. 314 с.

10. Карс А. История оркестровки. 2-е изд. / под ред. М. В. Иванова-Борецкого и Н. С. Корндорфа, пер. Е. П. Ленивцева, В. Э. Фермана, Н. С. Корндорфа. М.: Музыка, 1990. 306 с.

11. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. Т. I. 536 с. T. II. 596 с.

12. Климовицкий А. О творческом процессе Бетховена. Л.: Музыка, 1979. 176 с. 

13. Лебедев С. Н. Загадочный канон Рамоса де Парехи //  Sator tenet opera rotas. Ю. Н. Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения): сб. статей / ред.-сост. В. С. Ценова. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. С. 75–82. 

14. Милка А. П. «Искусство фуги» И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации. СПб.: Композитор, 2009. 454, [1] с.

15. Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана. Вып. 1: Об Иоганне Себастьяне, Анне Магдалене и некоторых занятных недоразумениях. 2-е изд. СПб.: Композитор, 2001. 208 с.

16. Мис П. Значение эскизов Бетховена для изучения его стиля // Проблемы бетховенского стиля: сб. статей /  пер. с нем., под ред. Б. С. Пшибышевского. М.: Гос. муз. издательство, 1932. С. 207–338.

17. Панов А. А., Розанов И. В. Итальянская темповая терминология в немецкой исполнительской практике барокко, рококо и классицизма //  Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. 2011. Вып. 4. С. 3–58.

18. Поспелова Р. Л. Западная нотация XI–XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов): Исследование. М.: Композитор, 2003. 415 с.

19. Поспелова Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2009. 712 с.

20. Поспелова Р. Л. Проблемы расшифровки мензуральной нотации в трактатах Иоанна Тинкториса // Fioretti musicali. Материалы научной конференции в честь И. А. Барсовой. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. С. 13–28. (Науч. тр. 
МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 66.)

21. Распутина М. В. Становление клавирного стиля в музыке южнонемецкого барокко. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. 220 с.

22. Сапонов М. А. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо //  Проблемы музыкального ритма: сб. статей /  сост. В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1978. С. 7–47.

23. Симакова Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1985. 360 с.

24. Стравинский И. Диалоги: Воспоминания, размышления, комментарии /  пер. с англ. В. А. Линник, ред. перевода Г. А. Орлова, послесл. и общая ред. М. С. Друскина. Л.: Музыка, 1971. 415 с.

25. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого  письма. М.: Музгиз, 1959. 384 с.

26. Фишман Н. Л. Этюды и очерки по бетховениане. М.: Музыка, 1982. 264 с.

27. Харлап М. Г. Ритмика Бетховена //  Бетховен: сб. статей /  ред.-сост. Н. Л. Фишман. М.: Музыка, 1971. Вып. 1. С. 370–421. 

28. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: сб. статей /  сост. В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1978. С. 48–104.

29. Харлап М. Г. Нотные длительности и парадокс их реального значения //  Музыкальная академия. 1997. № 1. С. 170–181. № 2. С. 99–109.

30. Холопова В. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века. М.: Музыка, 1971. 304 с.

31. Чехович Д. О. К эволюции представлений о темпе в XVIII —  начале XIX в. // От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация: сб. статей. М.: НИЦ «Московская консерватория», 
2011. Вып. 1. С. 306–345.

32. Чехович Д. О. Ритм музыкальный //  Большая Российская энциклопедия. Т. XXVIII. М.: БРЭ, 2015. С. 541–542.

33. Чехович Д. О. «Дон Жуан» и его темпы //  Моцарт и его время: сб. материалов научной конференции. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, готовится к печати. 

34. Abravaya I. On Bach’s Rhythm and Tempo. 2nd corrected printing. Kassel a. o.: Bärenreiter, 2011. 243 p.

35a. Apel W. The Notation of Polyphonic Music. 900–1600. 4th ed. Cambridge (Mass.): The Mediaeval Academy of America, 1953. XXVI, 522 p.

35b. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik. 900–1600. [Deutsche Fassung]. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1981. 020, 528 S.

36. Besseler H. Studien zur Musik des Mittelalters. II. Die Motette von Franco von Köln bis Philipp von Vitry //  Archiv für Musikwissenschaft. Jahrgang 8. 1927. Heft 2. S. 137–258.

37. Brandenburg S. Über die Bedeutung der Änderungen von Taktvorschriften in einigen Werken Beethovens //  Beiträge’76–78. Beethoven-Kolloquium 1977. Dokumentation und Aufführungspraxis / hrsg. von der Österreichischen Gesellschaft für Musik. Kassel: Bärenreiter, 1978. S. 37–51.

38. Busse Berger A. M. Mensuration and Proportion Signs: Origins and Evolution. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. XI, 271 p.

39. Busse Berger A. M. The Evolution of Rhythmic Notation //  The Cambridge History of Western Music Theory /  ed. by T. Christensen. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. P. 628–656.

40. Caldwell J. Editing Early Music. 2nd ed. Oxford a. o.: Clarendon Press, 1995. 152 p. (Oxford Early Music Series. Book 5.)

41. Cole H. Sound and Signs. Aspects of Music Notation. London: Oxford University Press, 1974. VI, 162 p.

42. Dahlhaus C. Zur Entstehung des modernen Taktsystems im 17. Jahrhundert //  Archiv für Musikwissenschaft. Jahrgang 18. 1961. Heft 3–4. S. 223–240.

43. Dahlhaus C. Notenschrift heute // Notation Neuer Musik / hrsg. von E. Thomas. Mainz: Schott, 1965. S. 9–34 (Darmstädter Beiträge zur Neuen Musik. Bd. IX.)

44. Dahlhaus C. Die Tactus- und Proportionenlehre des 15. bis 17. Jahrhunderts // Hören, Messen und Rechnen in der frühen Neuzeit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1987. S. 333–361 (Geschichte der Musiktheorie / hrsg. von F. Zaminer. Bd. VI).

45. Grier J. The Critical Editing of Music. History, Method, and Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 267 p.

46. Harding R. E. M. The Metronome and Its Precursors //  Harding R. E. M. Origins of Musical Time and Expression. London; New York; Toronto: Oxford University Press, 1938. P. 1–35.

47. Herrmann-Bengen I. Tempobezeichnungen: Ursprung; Wandel im l7. und l8. Jahrhunderts. Tutzing: Schneider, 1959. 210 S.

48. Jander O. Tessitura //  NGD 2001. Vol. XXV. P. 315–316.

49. Kerman J. The Beethoven Quartets. London a. o.: Norton, 1978. 386 p.

50. Kirnberger J. Ph. Die Kunst des reinen Satzes in der Musik aus sicheren Grundsätzen hergeleitet und mit deutlichen Beyspielen erläutert… Zweyter Theil. Erste Abtheilung. Berlin; Königsberg: Decker und Hartung, 1776. 153 S.

51. La Gorce J. de. Tempêtes et tremblements de terre dans l’opéra français sous le règne de Louis XIV //  Le mouvement en musique à l’époque baroque /  sous la direction d’H. Lacombe. Metz: Serpenoise, 1996. P. 171–188.

52. Lindmayr-Brandl A. Die Edition alter Musik //  Schrift und Klang in der Musik der  Renaissance. Laaber: Laaber-Verlag, 2014. S. 409–449. (Handbuch der Musik der Renaissance. Bd. III.)

53. Marty J.-P. The tempo indications of Mozart. New Haven; London: Yale University Press, 1988. XVI, 279, 112 p.

54. Miehling K. Das Tempo in der Musik von Barock und Vorklassik: die Antwort der Quellen auf ein umstrittenes Thema. Wilhelmshaven: Noetzel, Heinrichshofen-Bücher, 1993. 528 S.

55. Schmid M. H. Notationskunde: Schrift und Komposition 900–1900. Kassel: Bärenreiter, 2012. 298 S.

56. Schmidt Chr. M. Editionstechnik // MGG2. Sachteil. Kassel, 1995. Bd. II. Sp. 1656–1680.

57. Sulzer J. G. Allgemeine Theorie der Schönen Künste in einzeln, nach alphabetischer Ordnung der Kunstwörter auf einander folgenden, Artikeln abgehandelt. Neue vermehrte zweite Aufl. Leipzig: Weidmann, 1792–1794. Tl. 1–4.

58. Tempo // Riemann-Musiklexikon. Sachteil. Mainz: Schott, 1967. S. 944.

59. Tempo marks //  Apel W. Harvard Dictionary of Music. 2nd ed. Cambridge (Мass.): Harvard University Press, 1944 [1969]. Eighth Printing, 1974. P. 837.

60. Thayer A. W. L. van Beethoven’s Leben /  Nach den Original-Manuscript deutsch bearbeitet. Berlin: W. Weber, 1872. Bd. II. 416 S.

61. Wentz J. Les indications de tempo de J. S. Bach à la lumière de Die Kunst des reinen Satzes de J. Ph. Kirnberger //  Le mouvement en musique à l’époque baroque /  sous la direction d’H. Lacombe. Metz: Serpenoise, 1996. P. 109–121.

62. Zaslaw N. Mozart’s Tempo Conventions //  Report of the Eleventh Congress of the International Musicological Society Copenhagen 1972. Copenhagen: W. Hansen, 1974. Vol. II. P. 720–733.