«Сочинять звук»: к проблеме музыкальной организации в «Traiettoria» Марко Строппы

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению ряда аспектов композиционного метода Марко Строппы на примере «Traiettoria» для фортепиано и генерированных компьютером звуков. Проблема «сочинения звука» решается композитором путем выстраивания диалектики отношений между электронным и акустическим инструментарием в рамках композиции смешанного типа. Этапами прекомпозиционной работы становятся организация пространственной таксономии, поиск и фиксация комплексов звуков, соответствующих понятию «звуковых сущностей», или «Организмов Музыкальной Информации», а также разработка системы нотной записи, способствующей «визуализации» музыкальной идеи.

Использованная литература

1. Dautrey J. Accorder musicalement un espace réel et un espace inventé: Entretien avec Marco Stroppa // Rue Descartes. 2007. №2 (56). P. 70–81.

2. Laurenzi C., Stroppa M. The notation of dynamic levels in the performance of electronic music. [Электронный ресурс.] URL: https://zenodo.org/record/923859#.XZhisFUzaM8 (дата обращения: 20.12.2019).

3. Marco Stroppa. [Электронный ресурс.] URL: http://brahms.ircam.fr/composers/ composer/3074/ (дата обращения: 20.12.2019).

4. Nono L. Écrits: Écrits, entretiens ou correspondances / trad. de L. Feneyrou. Paris: Christian Bourgois Éditeur, 1993. 556 p.

5. Sprenger-Ohana N., Tiffon S. Marco Stroppa’s Compositional Process and Scientific Knowledge between 1980–1991. [Электронный ресурс.] URL: https://hal.archivesouvertes.fr/hal-01157107 (дата обращения: 20.12.2019).

6. Sprenger-Ohana N., Tiffon S. Traiettoria, l’atelier dans l’atelier du compositeur Marco Stroppa // Revue de musicologie. T. 98. №1 (2012). P. 193–220.

7. Stroppa M. Live electronics or... live music? Towards a critique of interaction // Contemporary Music Review. Vol. 18. Issue 3 (1999). P. 41–77.

8. Stroppa M. Musical information organisms: An approach to composition // Contemporary Music Review. Vol. 4. Issue 1 (1989). P. 131–163.

9. Stroppa M. Un orchestra synthétique: Remarques sur une notation personnelle // Le timbre: Métaphore pour la composition / textes réunis et présentés par J.-B. Barrière. Paris: I.R.C.A.M. et Christian Bourgois Éditeur, 1991. P. 485–538.

10. Trigueros F. C., Tascón R. «Only a long apprenticeship will give the composer the knowledge to be really free with regards to a machine»: An Interview with Marco Stroppa. [Электронный ресурс.] URL: https://www.academia.edu/8776854/An_Interview_with_Marco_Stroppa (дата обращения: 20.12.2019).