Стравинский на перепутье после «Весны священной»: Песня механического соловья (1 августа 1913 года)

Аннотация

«Он говорит, что пытался продолжать работать в старом стиле, и если находятся от­личия, то понимать их нужно как результат действия бессознательных сил, слишком мощных, чтобы им сопротивляться», — Игорь Стравинский (1914).
Вскоре после премьеры «Весны священной» (19 мая 1913 года) в парижском театре Елисейских полей, Стравинский возобновляет работу над оперой «Соловей», кото­рую он начал в 1908 году, но затем, в 1910, оставил ради работы над балетом «Жар- птица». В 1913 году он завершает партитуру, премьера состоится 26 мая 1914 года в Парижской Опере.
Свидетельство тому, что Стравинский стремился примирить резкость «Весны» и слад­козвучие «Соловья», обнаруживается в рукописи заключительной сцены второго ак­та «Соловья», известной как «Игра Механического соловья», от 19 июля / 1 августа 1913  года с пометой Стравинского «Очень доволен!» (хранится в Фонде Пауля Захера). В статье показан путь Стравинского от эскиза к партитуре этого фрагмента и да­ется его сравнение с более ранними набросками «Соловья», часть которых записано среди эскизов к «Весне священной».

Перевод Татьяны Верещагиной

Использованная литература

1. И. Стравинский — публицист и собеседник / Сост. и комм. Виктора Варунца. М.: Советский композитор, 1988. C. 21–22.

2. Boulez P. Classique — moderne // Die Klassizistische Moderne in der Musik des 20. Jahrhunderts. Internationale Symposion der Paul Sacher Stiftung. Basel, 1996 / Hrsg. von H. Danuser. Winterthur: Amadeus, 1997. S. 306–308.

3. Carr M. Le Carillon féerique, une clef disparue de «L’oiseau de feu» // Analyse musicale. No. 32 (Juillet, 1993). P. 40–53.

4. Carr M. Multiple Masks: Neoclassicism in Stravinsky’s Works on Greek Subjects. University of Nebraska Press, 2002. 368 p.

5. Cross J. The Stravinsky Legacy. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. XII, 282 p.

6. Ewell Ph. Octatonic or Diminished? Russian Modal Interpretation of Stravinsky from an American Perspective // Igor Stravinsky: Sounds and Gestures of Modernism / Ed. by M. Locanto. Turnhout: Brepols, 2014. P. 137–156.

7. Ewell Ph. Rethinking Octatonicism: Views from Stravinsky’s Homeland // MTO (Music Theory Online). Vol. 18. No. 4 (December 2012). URL: http://www.mtosmt.org/issues/mto.12.18.4/mto.12.18.4.ewell.php (дата обращения: 21.01.2015).

8. Frolova-Walker M. Nikolay Andreyevich Rimsky-Korsakov / Rimsky-Korsakov. Russian family of musicians // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. Vol. 21 / Ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. P. 400–423.

9. Hahn R. [Review of the «Nightingale» premiere in Paris (26 May 1914)] // La Musique. 1914.

10. Kramer J. D. Discontinuity and Proportion in the Music of Stravinsky // Confronting Stravinsky: Man, Musician and Modernist / Ed. by J. Pasler. Berkeley and Los Angeles, 1986. P. 174–194.

11. Scholes P. A. Stravinsky at Close Quarters // Everyman. 1914. May 1. P. 86–87.

12. Stravinsky Igor, «The Rite of Spring». Sketches 1911–1913. Facsimile Reproductions from the Autograph / Preface by F. Lesure; Introductory Essay by R. Craft. L.: Boosey and Hawkes, 1969. XLVII, 139 p.

13. Taruskin R. “...la belle et saine barbarie”. Über den russischen Hintergrund der Trois Pièces // Igor Strawinsky. Trois pièces pour quatuor à cordes: Skizzen, Fassungen, Dokumente, Essays: Festgabe für Albi Rosenthal zum 80. Geburtstag / Hrsg. von H. Danuser in Verbindung mit F. Meyer und U. Mosch. Winterthur: Amadeus Verlag, 1994. S. 17–28.

14. Taruskin R. Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography of the Works Through «Mavra»: in 2 vols. Berkeley: University of California Press, 1996. 1757 p.

15. Van den Toorn P. C. Stravinsky and The Rite of Spring. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1987. IX, 221 p.

16. Walsh S. Stravinsky. A Creative Spring: Russia and France 1882–1934. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1999. 699 p.