Вагнерианство в кинематографе: Александр Сокуров и Ларс фон Триер

Аннотация

Кинорежиссеры активно использовали музыку Рихарда Вагнера начиная с мо­мента появления звукового кино. Более чем в 700 фильмах звучат фрагменты ваг­неровских произведений — прежде всего, «Полет валькирий» и «Свадебный марш» из «Лоэнгрина». Как правило, их роль — вспомогательная, они лишь акцентируют конкретные сюжетные моменты. Но есть в истории кинематографа и работы, эсте­тика которых полностью выведена из ваг­неровских произведений и их внекинема-тографического контекста. О двух таких фильмах рассказывается в статье. Это «Молох» Александра Сокурова и «Ме­ланхолия» Ларса фон Триера. Эстетика этих лент целиком вырастает из вагнеров­ских музыкальных драм и распространя­ется на сюжет, визуальные образы, сим­волику и идейное содержание. «Молох» тесно связан с «Гибелью богов» Вагне­ра, а «Меланхолия» претворяет ключе­вую философскую концепцию «Триста­на и Изольды» — Liebestod.

Использованная литература

1. Арабов Ю. Солнце и другие киносценарии. СПб.: Амфора / Сеанс, 2006. 512 с.

2. Долин А. Контрольные работы. Анализ, интервью. Триер Л. фон. Догвилль. Сценарий / пер. с англ. Н. Хлюстовой. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 416 с.

3. Долин А. «Лежу в гробу, на руке “fuck”». Интервью с Ларсом фон Триером. URL: http:// www.gazeta.ru/culture/2011/06/29/a_3679141.shtml (дата обращения 25.02.2014).

4. Долин А. Фон Триер и Вагнер // Искусство кино. 2011. № 7. URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2011/ 07/n7-article10 (дата обращения 25.02.2014).

5. Ларс фон Триер. Интервью. Беседы со Стигом Бьоркманом / пер. со швед. Ю. Колесовой. СПб.: Азбука-классика,
2008. 352 с.

6. Любарская И. В замке Клингзора тоскует любящая душа… Интервью с Юрием Арабовым // Сеанс. 1999. № 17/18. URL: http://seance.ru/n/17–18/seans-premera/vzamke-klingzoratoskuet-lyubyaschaya-dusha/

7. Рычков К. «Звездные войны» Лукаса-Уильямса: Gesamtkunstwerk возвращается? // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 3. С. 177–193. URL: http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/Zvezdnyie-voynyi-Lukasa-Uilyamsa.pdf (дата обращения 25.02.2014).

8. Рычков К. Классическая музыка в голливудском кино // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 1. С. 148–169. URL: http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/rychkov.pdf (дата обращения 25.02.2014).

9. Рычков К. Музыка в современном кинематографе США: проблемы истории и теории. Дис. … канд. искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского,
2012. 375 с.

10. Триер Л. фон. Акт отчуждения. «Кольцо нибелунга»: неосуществленная постановка / пер. Е. Паисовой // Искусство кино. 2011. № 7. URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2011/07/n7-article12 (дата обращения 25.02.2014).

11. Триер Л. фон. «Валькирия»: режиссерская экспликация / пер. А. Шевченко // Искусство кино. 2011. № 7.
URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2011/07/n7-article11 (дата обращения 25.02.2014).

12. Уваров С. Музыкальный мир Александра Сокурова. М.: Классика-XXI, 2011. 160 с.

13. Deathridge J., Geck M., Voss E. Wagner Werk-Verzeichnis (WWV). Verzeichnis der musikalischen Werke Richard Wagners und ihrer Quellen / Erarbeitet im Rahmen der Richard Wagner-Gesamtausgabe / Redaktionelle Mitarbeit I. Vetter. Mainz; L.; N. Y.; Tokyo: Schott, 1986. 607 p.

14. Wagner and Cinema / ed. by J. Joe and L. Sander. Bloomington: Indiana University Press, 2010. 504 p.