Кинорежиссеры активно использовали музыку Рихарда Вагнера начиная с момента появления звукового кино. Более чем в 700 фильмах звучат фрагменты вагнеровских произведений — прежде всего, «Полет валькирий» и «Свадебный марш» из «Лоэнгрина». Как правило, их роль — вспомогательная, они лишь акцентируют конкретные сюжетные моменты. Но есть в истории кинематографа и работы, эстетика которых полностью выведена из вагнеровских произведений и их внекинема-тографического контекста. О двух таких фильмах рассказывается в статье. Это «Молох» Александра Сокурова и «Меланхолия» Ларса фон Триера. Эстетика этих лент целиком вырастает из вагнеровских музыкальных драм и распространяется на сюжет, визуальные образы, символику и идейное содержание. «Молох» тесно связан с «Гибелью богов» Вагнера, а «Меланхолия» претворяет ключевую философскую концепцию «Тристана и Изольды» — Liebestod.
1. Арабов Ю. Солнце и другие киносценарии. СПб.: Амфора / Сеанс, 2006. 512 с.
2. Долин А. Контрольные работы. Анализ, интервью. Триер Л. фон. Догвилль. Сценарий / пер. с англ. Н. Хлюстовой. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 416 с.
3. Долин А. «Лежу в гробу, на руке “fuck”». Интервью с Ларсом фон Триером. URL: http:// www.gazeta.ru/culture/2011/06/29/a_3679141.shtml (дата обращения 25.02.2014).
4. Долин А. Фон Триер и Вагнер // Искусство кино. 2011. № 7. URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2011/ 07/n7-article10 (дата обращения 25.02.2014).
5. Ларс фон Триер. Интервью. Беседы со Стигом Бьоркманом / пер. со швед. Ю. Колесовой. СПб.: Азбука-классика,
2008. 352 с.
6. Любарская И. В замке Клингзора тоскует любящая душа… Интервью с Юрием Арабовым // Сеанс. 1999. № 17/18. URL: http://seance.ru/n/17–18/seans-premera/vzamke-klingzoratoskuet-lyubyaschaya-dusha/
7. Рычков К. «Звездные войны» Лукаса-Уильямса: Gesamtkunstwerk возвращается? // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 3. С. 177–193. URL: http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/Zvezdnyie-voynyi-Lukasa-Uilyamsa.pdf (дата обращения 25.02.2014).
8. Рычков К. Классическая музыка в голливудском кино // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 1. С. 148–169. URL: http://nv.mosconsv.ru/wp-content/media/rychkov.pdf (дата обращения 25.02.2014).
9. Рычков К. Музыка в современном кинематографе США: проблемы истории и теории. Дис. … канд. искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского,
2012. 375 с.
10. Триер Л. фон. Акт отчуждения. «Кольцо нибелунга»: неосуществленная постановка / пер. Е. Паисовой // Искусство кино. 2011. № 7. URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2011/07/n7-article12 (дата обращения 25.02.2014).
11. Триер Л. фон. «Валькирия»: режиссерская экспликация / пер. А. Шевченко // Искусство кино. 2011. № 7.
URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2011/07/n7-article11 (дата обращения 25.02.2014).
12. Уваров С. Музыкальный мир Александра Сокурова. М.: Классика-XXI, 2011. 160 с.
13. Deathridge J., Geck M., Voss E. Wagner Werk-Verzeichnis (WWV). Verzeichnis der musikalischen Werke Richard Wagners und ihrer Quellen / Erarbeitet im Rahmen der Richard Wagner-Gesamtausgabe / Redaktionelle Mitarbeit I. Vetter. Mainz; L.; N. Y.; Tokyo: Schott, 1986. 607 p.
14. Wagner and Cinema / ed. by J. Joe and L. Sander. Bloomington: Indiana University Press, 2010. 504 p.