Век «вёсен»: создание авангардной традиции

Аннотация

Со дня премьеры «Весны священной» в 1913 году увидели свет десятки ее хореографиче­ских интерпретаций, большинство из которых исчезли так же быстро, как и оригиналь­ная версия Нижинского. Но постановки появляются вновь и вновь. В чем сила и привлека­тельность этого балета? Какие общие идеи объединяют несхожие версии постановщиков, и откуда они черпают силу воображения?

Вследствие утраты оригинальной версии балета «Весна» содержит корпус идей, а не де­тальный хореографический сценарий, и эта концептуальная свобода допускает новое переосмысление (пересоздание) при сохранении мотивов первоисточника. Один круг мотивов фокусируется на отказе от традиционной балетной эстетики, создавая модель формального радикализма. В то же время «Весна» принадлежит балетному канону: по­ставленная Дягилевым в «Русских балетах», она по праву рождения наследовала франко­русской традиции XIX века и стала прародительницей балета XX века, с самого начала заявив о своем центральном положении в истории балета. И какова бы ни была эстети­ческая позиция хореографа, каждая новая версия в конечном счете стремится воскресить именно первичную трансгрессивность оригинала, которая выражается и в акте сопро­тивления, и в притязании на принадлежность к исполнительской традиции, бросающей вызов эфемерной природе танца — в процессе его постоянного пересоздания.

Использованная литература

1. Acocella J., Garafola L., Greene J. Rites of Spring // Ballet Review. Vol. 20. No 2 (Summer 1992). P. 68–100.

2. Berg Sh. C. Le Sacre du printemps: Seven Productions from Nijinsky to Martha Graham. Ann Arbor: UMI Research Press, 1988. 207 p.

3. Driver S. Nijinsky’s Heir: A Classical Company Leads Modern Dance // Choreography and Dance. Vol. 5. P. 3 (2000). P. 1–7.

4. Freud S. Beyond the Pleasure Principle / transl. by C. J. M. Hubback. London, Vienna: International Psycho-Analytical Society, 1922. VIII, 90 p.

5. Jordan S., Larraine N. Stravinsky the Global Dancer: A Chronology of Choreography to the Music of Igor Stravinsky. L.: Roehampton University, 2002. URL: http://ws1.roehampton.ac.uk/stravinsky/ (дата обращения — 15.08.2014).

6. Levinson A. The Spirit of the Classic Dance // André Levinson on Dance: Writings from Paris in the Twenties. Hanover, NH: Wesleyan University Press / University Press of New England, 1991. 163 p.

7. The Rite of Spring at Seventy-Five: Program Brochure of the Symposium Organized by the Dance Critics Association with The Dance Collection of the New York Public Library of the Performing Arts, 5–7 Nov., 1987. N. Y.: The New York Public Library of the Performing Arts, 1987.

8. Taruskin R. Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography of the Works through «Mavra». Berkeley: University of California Press, 1996. 1757 p.

9. Taylor D. The Archive and the Repertoire: Performing Cultural Memory in the Americas. Durham: Duke University Press, 2003. XX, 326 p.