В статье рассматривается феномен русского скифства, возникший в культурном климате России начала ХХ века и давший о себе знать в различных произведениях искусства. Автор анализирует как чисто эстетические, так и социально-психологические корни этого явления, идеологически осознавшего себя накануне Первой мировой войны. В статье раскрывается связь русского скифства с философией дионисийства, что позволяет провести параллель между экстатическими образами Стравинского и Скрябина. Кроме того, прослеживается эволюция скифской сферы в творчестве младших современников Стравинского. Это Прокофьев, прошедший путь от «Скифской сюиты» и кантаты «Семеро их» к урбанистической Второй симфонии и «Стальному скоку», а также Шостакович, преобразовавший ритмическую моторику скифской сферы в зловещую «машину смерти».
1. Бердяев Н. А. Гибель русских иллюзий // Н. А. Бердяев. Собр. соч. T. 4. Париж: YMCA-Press, 1990. С. 114–120.
2. Бурлюк Д. «Дикие» в России // Синий всадник. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 16–19.
3. Вишневецкий И. Евразийское уклонение в музыке 1920–1930-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 512 с.
4. Волошин М. Россия распятая // Из творческого наследия советских писателей. Л.: Наука, 1991. С. 115–121.
5. Земцовский И. О музыке «Ярославны» Б. Тищенко // И. Земцовский. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.; М.: Советский композитор, 1978. C. 117–141.
6. Злыднева Н. Вяч. Иванов и П. Филонов: к проблеме дионисийства в позднем авангарде // Вестник истории, литературы и искусства. Отделение историко-филологических наук РАН. Т. VI. М.: Собрание; Наука, 2009. C. 228–236.
7. Ипполитов А. Парижская весна // Век «Весны священной» — век модернизма. М.: Большой театр, 2013. С. 159–165.
8. Ипполитов А. After modernism // Век «Весны священной» — век модернизма. М.: Большой театр, 2013. С. 255–263.
9. Калашникова А. С. Прокофьев и скифские мотивы в культуре Серебряного века. Автореферат дис. ... канд. иск. Нижний Новгород, 2008. 24 с.
10. Савенко С. «Музыка машин» и ее авторы // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2002. С. 318–323.
11. Ван ден Турн П. Переживет ли музыка Стравинского постмодернизм? // Музы кальная академия. 2001. № 3. С. 165–171.
12. Шлецер Б. А. Скрябин. Т. I. Личность. Мистерия. Берлин: Грани, 1923. 360 c.
13. Taruskin R. Defining Musically: Historical and Hermeneutical Essays. Prinston: Prinston University Press, 1997. 561 p.