Жак Гандшин и первые послевоенные собрания Международного музыковедческого общества. По материалам переписки ученого

Аннотация

Статья посвящена эпизоду из истории Международного музыковедческого общества (IMS). Она продолжает исследование эпистолярного наследия российско-швейцарского музыковеда и органиста Жака Гандшина (1886, Москва — 1955, Базель). С 1936 года ученый входил в директорию IMS. В 1948 и 1949 годах в Базеле прошли первые после войны международные собрания музыковедов: конференция директории и IV конгресс IMS. Обстановка в международных музыковедческих кругах была напряженная. Попытка повлиять на нежелательный с его точки зрения ход событий привела Гандшина к конфликту и выходу из директории. Данная статья представляет ряд неизвестных ранее эпистолярных источников. Эти документы позволяют изучить события по впечатлениям их непосредственных участников, различить драматизм происходившего, скрытый от официальных отчетов. Они также показывают, какие возможности восстановления международной научной работы в сложный период истории находили наши коллеги-предшественники,  и с какими трудностями они сталкивались.

Использованная литература

1. Ахонен А. Н. Сергей Прокофьев в органном классе Якова Гандшина // Musicus. 2007. № 8. С. 39–42.

2. Князева Ж. В. «Русский мотив» в переписке Жака Гандшина и Отто Кинкельдей // Временник Зубовского института. 2022. Вып. 2 (37). C. 123–130.

3. Князева Ж. В. Жак Гандшин в поисках своей науки. Письма Карлу Крумбахеру // Научный вестник Московской консерватории. Том 7. Выпуск 1 (март 2016). С. 110–123.

4. Князева Ж. В. Жак Гандшин и Макс Регер // Временник Зубовского Института. 2018. № 3 (22). С. 23–31.

5. Князева Ж. В. К истории нескольких несостоявшихся защит в Базеле. Из переписки Жака Гандшина с Густавом Ризом, Карлом-Алланом Мобергом, Хайнрихом Бесселером // Научный вестник Московской консерватории. Том 9. Выпуск 2 (июнь 2018). С. 66–81. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2018.33.2.03.

6. Князева Ж. В. Манфред Букофцер, Пауль Захер и базельский ординариат // Научный вестник Московской консерватории. Том 9. Выпуск 4 (декабрь 2019). С. 162–193. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2019.39.4.006.

7. Князева Ж. В. Неизвестное письмо Игоря Стравинского Жаку Гандшину // Научный вестник Московской консерватории. Том 8. Выпуск 1 (март 2017). С. 54–65. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2017.28.1.04.

8. Князева Ж. В. Новые документы к истории европейско-американских диалогов послевоенного музыковедения. Лео Шраде, Жак Гандшин, Армен Карапетян // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 2: 1940-е — 1960-е годы / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: Петрополис, 2018. С. 41–86.

9. Князева Ж. В. Новые документы к истории международного музыковедческого конгресса 1939 г. в Нью-Йорке. Из переписки ученых // Научный вестник Московской консерватории. Том 9. Выпуск 3 (сентябрь 2018). С. 144–155. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2018.34.3.05.

10. Молина Морено Ф., Князева Ж. В. По страницам западной корреспонденции Жака Гандшина: Ижини Англес // Временник Зубовского института. 2019. Вып. 1 (24). С. 39–61.

11. Хольме Т. Что же такое корреспонденция? Страницы эпистолярного наследия Кнуда Йеппесена. Тезисы // Новые документы по истории искусствознания. Вып. 3: Памятники эпистолярного жанра: задачи и перспективы исследования / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: Петрополис, 2021. С. 21–29.

12. Эррендейл К. «Новое и скорее пугающее слово ‘музыковедение’». Эдвард Дент и музыкальная политика // Новые документы по истории искусствознания: ХХ век. Вып. 1: 1920-е — 1930-е годы / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб.: Петрополис: 2017. С. 84–100.

13. Bericht über den musikwissenschaftlichen Kongress in Basel: veranstaltet anlässlich der Feier des 25 jährigen Bestehens der Ortsgruppe Basel der Neuen Schweizerischen Musikgesellschaft, Basel, vom 26. bis 29. September 1924. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1925. 399 S.

14. Blume F. Ernst Mohr Siebzigjährig. Zum 4. März 1972 // Acta Musicologica. Vol. 44. Fasc. 1 (Jan. — Jun., 1972). P. 29–31. https://www.jstor.org/stable/932232.

15. Busse Berger A. M. Medieval Music and the Art of Memory. Berkeley, Los Angeles, and London: University of California Press, 2005. XVI, 288 p.

16. Erni J. Paul Sacher: Musiker und Mäzen. Aufzeichnungen und Notizen zu Leben und Werk. Basel: Schwabe, 1999. 215 S.

17. Fauser A. Edward J. Dent // The History of the IMS (1927–2017) / ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel: Bärenreiter, 2017. P. 45–49.

18. Fauser A. Guido Adler and the Founding of the International Musicological Society (IMS): A View from the Archives // Временник Зубовского института. 2019. № 4 (27). С. 97–113.

19. Fischer K. von. Zum Tod von Ernst Mohr, Generalsekretär der IGMW von 1952–1972 // Acta Musicologica. Vol. 58. Fasc. 2 (Jul. — Dec., 1986). P. 223. https://www.jstor.org/stable/932814.

20. Gedenkschrift Jacques Handschin. Aufsätze und Bibliographie / hrsg. von H. Oesch.  Bern und Stuttgart: Paul Haupt, 1957. 397 S.

21. Handschin J. Die religiöse Lyrik des Mittelalters // Gedenkschrift Jacques Handschin: Aufsätze und Bibliographie / hrsg. von H. Oesch. Bern und Stuttgart: Paul Haupt, 1957. S. 150–160.

22. Häusler R. 50 Jahre Internationale Gesellschaft für Musikwissenschaft // Acta Musicologica. Vol. 49. Fasc. 1 (Jan. — Jun., 1977). P. 1–27. https://www.jstor.org/stable/932548.

23. Holme Th. Knud Jeppesen // The History of the IMS (1927–2017) / ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel: Bärenreiter, 2017. S. 50–57.

24. Holme Th. What is a correspondence, actually? — the different pages of Knud Jeppesen // Новые документы по истории искусствознания. Вып. 3: Памятники эпистолярного жанра: задачи и перспективы исследования / ред.-сост. Ж. В. Князева. СПб: Петрополис, 2021. С. 30–61.

25. Internationale Gesellschaft für Musikwissenschaft, 4. Kongress. Basel, 29. Juni — 3. Juli 1949. Kongressbericht. Basel: Bärenreiter, 1951. 235 S.

26. Jacques Handschin: Über reine Harmonie und temperierte Tonleitern: ausgewählte Schriften / hrsg. und eingeleitet von M. Maier. Schliengen: Argus, 2000. (Sonus; Bd. 4).

27. Kirnbauer M. A Prelude to the IMS // The History of the IMS (1927–2017) / ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel: Bärenreiter, 2017. P. 11–20.

28. Kirnbauer M., Zimmermann H. «Wissenschaft in keimfreier Umgebung»? Musikforschung in Basel 1900–1960 // Musikwissenschaft — eine verspätete Disziplin? Die akademische Musikforschung zwischen Fortschrittsglauben und Modernitätsverweigerung / hrsg. von A. Gerhard. Stuttgart: J. B. Metzler, 2000. S. 321–346.

29. Kniazeva J. Jacques Handschin in Russland: Die neu aufgefundenen Texte / hrsg. vom Musikwissenschafftlichen Institut der Universität Basel. Basel: Schwabe, 2011. (Resonanzen: Basler Publikationen zur älteren und neueren Musik; Bd. 1.)

30. Maier M. Einleitung // Jacques Handschin: Über reine Harmonie und temperierte Tonleitern: ausgewählte Schriften / hrsg. und eingeleitet von M. Maier. Schliengen: Argus, 2000. S. 7–43. (Sonus; Bd. 4).

31. Nef W. Wilhelm Merian. Zum Gedächtnis // Die Musikforschung. Bd. 6. H. 2 (1953). S. 143–145. https://www.jstor.org/stable/41113028.

32. The History of the IMS (1927–2017) / ed. by D. Baumann and D. Fabris. Kassel: Bärenreiter, 2017. 167 p.

33. Zimmermann H. Musikwissenschaft unter neutralem Regime. Die Schweizer Situation in den 20er bis 40er Jahren // Musikforschung — Faschismus — Nationalsozialismus. Referate der Tagung Schloss Engers (8.-11. März 2000) / hrsg. von I. von Foerster, Ch. Hust, Ch.-H. Mahling. 2. unveränderte Auflage. Mainz: Are Musik, 2004. S. 121–141.