Английский стиль («la contenance angloise») во франко-фламандской музыкальной традиции как отражение общественно-политических событий первой трети XV века

Аннотация

Статья посвящена анализу причин изменения звукового облика франко-фламандской музыки в 1420-е годы, связанного с воздействием английской музыкальной практики. В качестве истока этого процесса рассматривается первое публичное появление английской духовной музыки на континенте во время проведения Констанцского собора (1414–1418). Несмотря на то, что она вызвала одобрение римской курии, это не привело к изменениям в музыке церковной службы в Риме, и одной из важнейших причин этого видится сопротивление папской капеллы, которая в тот момент полностью состояла из французов, продолжавших по привычке считать английскую музыку провинциальной. («Отсталость» англичан сказывалась главным образом в отсутствии у большинства из них новейших ритмических приемов, использовавшихся французскими мастерами Ars subtilior в последние десятилетия XIV века.) Ситуация изменилась в 1420-е годы благодаря тесным политическим контактам англичан и бургундцев, воевавших против французской короны. В результате преобразился звуковой облик музыки, создаваемой не только для французского двора (поскольку даже Париж на тот момент находился под управлением Филиппа Доброго и регента Франции, англичанина Джона Бедфорда), но и для папской капеллы в Риме. Данное изменение, связанное с переходом на английскую панконсонантную звуковысотную вертикаль в музыке Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Н. Гренона и других, М. Ле Франк впоследствии назвал «la contenance angloise» (что можно перевести как «английский стиль»). В связи с тем, что английское влияние было осознано самими бургундцами достаточно поздно, имена английских композиторов, перевернувших музыкальный мир континента (предположительно, это были Л. Пауэр, Т. Биттеринг, Джон Бенет и др.), были «забыты» И. Тинкторисом, который считал источником новой гармонии лишь Дж. Данстейбла, чье творчество проникло на материк несколько позднее. 

Использованная литература

1. Карачинский А. Ю. Предисловие к русскому изданию // П. Эйрл. Жизнь и эпоха Генриха V. СПб.: Евразия, 2003.

2. Bent M. A Contemporary Perception of Early Fifteenth-Century Style: Bologna Q15 as a Document of Scribal Editorial Initiative // Musica Disciplina. 1987. Vol. 41: 1380–1430: An International Style? P. 183–201.

3. Bent M. Continuity and Transformation of Repertory and Transmission in Early 15th-Сentury Italy: The Two Cultures // Kontinuität und Transformation in der Italienischen Vokalmusik zwischen Due- und Quattrocento / hrsg. von Sandra Dieckmann, Janine Droese, Elfriede Baranowski. Hildesheim, Zurich, and New York: Georg Olms, 2007. P. 225–246. (Musica Mensurabilis, 3).

4. Bent M. Early Papal Motets // Papal Music and Musicians in Late Medieval and Renaissance Rome / ed. by R. Sherr. New York: Oxford University Press, 2004. P. 5–43.

5. Bent M. Initial Letters in the Old Hall Manuscript // Music and Letters. 1966. Vol. 47. No. 3. P. 225–238.

6. Bent M. Sources of the Old Hall Music // Proceedings of the Royal Musical Association. 1967–1968. Vol. 94. No. 1. P. 19–35.

7. Bent M. The Earliest Fifteenth-Century Transmission of English Music to the Continent // Essays on the History of English Music in Honour of John Caldwell / ed. by E. Hornby, D. Maw. Woodbridge: Boydell Press, 2010. P. 83–96.

8. Bent M. The Early Use of the Sign Ф // Early Music. 1996. Vol. 24. No. 2. Р. 199–225.

9. Bent M. The Musical Stanzas in Martin Le Franc’s Le Champion des Dames // Music and Medieval Manuscripts: Paleography and Performance: Essays dedicated to Andrew

10. Bent M. The Transmission of English Music 1300–1500: some Aspects of Repertory and Presentation // Studien zur Tradition in der Musik. München: Musikverlag E. Katzbichler, 1973. P. 65–83.

11. Blackburn B. J. On Compositional Process in the Fifteenth Century // Musical Theory in the Renaissance / ed. by C. C. Judd. New York, London: Routledge, 2016. P. 25–100.

12. Bowers R. Guillaume de Machaut and His Canonry of Reims, 1338–1377 // Early Music History. 2004. Vol. 23. P. 1–48.

13. Bowers R. Some Observations on the Life and Career of Lionel Power// Proceedings of the Royal Musical Association. 1975. Vol. 102. P. 103–127.

14. Brothers T. Contenance Angloise and Accidentals in some Motets by Du Fay // Plainsong and Medieval Music. 1997. Vol. 6. P. 21–51.

15. Buckle A. An English Composer in Royal and Aristocratic Service: Robert Chirbury, c. 1380–1454 // Plainsong and Medieval Music. 2006. Vol. 15. Issue 2. P. 109–122.

16. Caldwell J. The Oxford History of English Music. Vol. 1: From the Beginnings to c. 1715. New York: The Clarendon Press, Oxford University Press, 1991. 691 p.

17. Colton L. Angel Song: Medieval English Music in History. London, New York: Routledge, 2017. 205 p.

18. Cook J. M. Mid-Fifteenth-Century English Mass Cycles in Continental Sources. Ph.D. diss. Vol. 1. Nottingham: The University of Nottingham, 2014. 371 p.

19. Cook J. M. The Cyclic Mass: Anglo-Continental Exchange in the Fifteenth Century. Abindgon, New York: Routledge, 2019. 162 p.

20. Cunningham D. W. Music Notation in Netherlandish Painting of the Fifteenth and Sixteenth Centuries. Ph.D. diss. Ohio State University, 1978. 177 р.

21. Fallows D., Buckle A. Power, Leonel // Personenteil 13 // Die Musik in Geschichte und Gegenwart / ed. by L. Finscher. Kassel: J. B. Metzler, 2005. P. 862–69.

22. Fallows D. Dufay. London: J. M. Dent & Sons, 1982. 321 p.

23. Fallows D. Henry V and the Earliest English Carols: 1413–1440. Abingdon, New York: Routledge, 2018. 207 р.

24. Fallows D. The Contenance Angloise: English Influence on Continental Composers of the Fifteenth Century // Renaissancc Studies. 1987. Vol. 1. Р. 189–208.

25. Guilielmus Monachus. De preceptis artis musice/ ed. A. Seay. [Rome]: American Institute of Musicology, 1965. 59 p. (Corpus Scriptorum de Musica, 11).

26. Günther U. Das Ende der Ars Nova // Die Musikforschung. 1963. No. 16. S. 105–120.

27. Hughes A. Mensuration and Proportion in Early Fifteenth Century English Music // Acta Musicologica. 1965. Vol. 37. Fasc. 1/2. P. 48–61.

28. Ludwig F. Music des Mittelalters in der Badishen Kunsthalle Karlsruhe // Zeitschrift für Musicwissenschaft. 1922–1923. 5. Jg. S. 434–460.

29. McComb T. M. John Dunstaple (c. 1390–1453) — A discography [2001]. http://www.medieval.org/emfaq/composers/dunstaple.html (дата обращения: 1 декабря 2021 года).

30. McDonald E. G. Uncommon Readers? The Paston Family and the Textual Cultures of Fifteenth-Century East Anglia. Ph.D. diss. Norwich: University of East Anglia School of Literature, Drama and Creative Writing, 2018. 342 р.

31. Owens J. A. Music Historiography and the Definition of «Renaissance» // Music and the Renaissance: Renaissance, Reformation and Counter-Reformation / ed. by Ph. Vendrix. London, New York: Routledge, 2016. P. 67–92.

32. Planchart A. E. Guillaume Du Fay: The Life and Works: in 2 vols. Cambridge and New York: Cambridge Univ. Press, 2018. 926 p.

33. Schuler M. Die Musik in Konstanz während des Konzils 1414–1418 // Acta musicologica. 1966. No. 38. S. 150–168.

34. Stoessel J. French-texted Songs at the Council of Constance: Influences, Paths of Transmission, and Trends // Europäische Musikkultur im Kontext des Konstanzer Konzils / hrsg. von Stefan Morent, Silke Leopold, and Joachim Steinheuer. Ostfildern: Jan Thorbecke Verlag, 2017. S. 205–224. (Konstanzer Geschichts- und Rechtsquellen, 47).

35. Strohm R. European Politics and the Distribution of Music in the Early Fifteenth Century // Early Music History. 1981. Vol. 1. Р. 305–323.

36. Strohm R. The Rise of European Music 1380–1500. Cambridge: Cambridge University Press, 1993.

37. Wathey A. Dunstable in France // Music and Letters. 1986. Vol. 67. No. 1. Р. 1–36.

38. Wathey A. John of Gaunt, John Pycard and the Negotiations at Amiens, 1392 // England and the Low Countries in the Late Middle Ages / ed. by C. Barron and N. Saul. Stroud: Alan Sutton Publishing, 1995. Р. 29–42.

39. Wathey A. The Peace of 1360–1369 and Anglo-French Musical Relations // Early Music History. 1990. No. 9. P. 129–174.

40. Wegman R. C. New Music for a World Grown Old: Martin Le Franc and the “Contenance Angloise” // Acta Musicologica. 2003. Vol. 75. Fasc. 2. Р. 201–241.

41. Widaman J. The Mass Ordinary Settings of Arnold de Lantins: A Case Study in the Transmission of Early Fifteenth-Century Music. Vol. 1. Ph.D. diss. Brandeis University, 1988.