Буддийская музыкальная иконография. Введение в проблематику

Аннотация

Статья впервые дает читателю широкое представление о музыкальной иконографии главных направлений буддизма — хинаяны, махаяны, ваджраяны. Иконографические данные сопоставляются с традициями культовой музыки буддизма, а также придворной музыки Китая эпохи Тан и Японии. Сравнительно-исторический анализ изображенных музыкальных сцен, инструментов и ансамблей позволяет реконструировать этапы развития музыкальной культуры древней и средневековой Индии и пополнить знания в облас ти истории формирования музыкальных культур Китая, а также Тибета, Кореи, Японии и древних государств Юго-Восточной Азии. Автором идентифицированы музыкальные инструменты, изображенные в руках небесных музыкантов, а также инструменты-атрибуты определенных персонажей пантеона основных направлений буддизма; кратко изложена история этих инструментов. Прослеживается преемственность китайской, тибетской и т. д. музыкальной иконографии по отношению к древнеиндийской, выявлены различные инокультурные напластования.

Использованная литература

1. Афанасьева А.Н. Пхин намтао; Пхин пхиэ // Музыкальные инструменты. Энциклопедия / глав. ред. М. В. Есипова. М.: Дека­ВС, 2008. С. 461.

2. Буддизм. Словарь. Буддизм: Словарь / под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992. 288 с. Интернет-­ресурс: URL: http://dhamma.ru/dict/about.htm (дата обращения 21.10.2013).

3. Джарылгасинова Р. Музыкальные мотивы в живописи древне-когурёских гробниц //  Музыка народов Азии и Африки. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. С. 223–238.

4. Есипова М. Било в традициях древних религий: христианство и буддизм //  Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-­литургическом контексте: Восток–Русь–Запад / сост. и отв. ред. И. Лозовая. М.: Прогресс-­Традиция, 2003. С. 86–93.

5. Есипова М. Культовые музыкальные инструменты буддизма ваджраяны в коллекции музея //  Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. 3. М.: Дека­ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2007. С. 863–878.

6. Есипова М. Музыкальный инструмент как сакральный объект в буддийской живописи // XXXVII Международный конгресс востоковедов (ICANAS–37). Тезисы: в 3 т. Т. I. М.: Секретариат XXXVII Международного конгресса востоковедов, 2004. С. 377–378; То же на англ. яз. —  Musical Instruments as a Sacral Object in The Buddhist Painting // Там же. С. 376–377.

7. Есипова М. В. К вопросу о генезисе горлового пения и обертонового музицирования // Тезисы научных докладов V Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей (горловое пение) —  феномен культуры народов Центральной Азии». 25–27 июля, 2008. Кызыл: Тываполиграф, 2008. С. 73–77; То же на англ. яз. —  To the questions about the genesis of the throat­singing and overtone playing // Там же. С. 78–81.

8. Есипова М. В. Традиционная японская музыка. Энциклопедия. М.: Языки славянской культуры, 2012. 293 с.

9. Есипова М. В. «Музыка» двадцати пяти бодхисаттв (музыкальный аспект японской амидаистской живописи райго:дзу) // История и культура традиционной Японии 6 / отв. ред. А. Н. Мещеряков / Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. LI. М.: Наталис, 2013. С. 160–186.

10. Жуковская Н. Л., Корнев В. И. Буддизм как культурно­исторический феномен // Буддизм: Словарь /  под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992. С. 5–26. Интернет­ресурс: URL: http://svitk.ru/004_book_book/14b/3141_jukovskaya­buddizm.php (дата обращения 21.10.2013).

11. Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. 600 с.

12. Зубер С. Музыкальные инструменты в иконографии Хара­Хото //  Труды Отдела истории культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа. Т. III. Л.: Государственный Эрмитаж, 1940. С. 325–338.

13. Избранные сутры китайского буддизма / пер. с кит. Д. В. Поповцева, К. Ю. Солонина, Е. А. Торчинова. СПб.: Наука, 2000. 462 с.

14. Иконография ваджраяны / под общ. ред. академика РАН Г. М. Бонгард­Левина. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2003. 624 с.

15. Кравцова М. Е. Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства / Буддийское искусство // Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 т. Т. VI (доп.). Искусство /  под ред. М. Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2010. C. 183–200.

16. Образ дхармы. Буддийское искусство от Индии до Бурятии. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. 548 с.

17. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу // Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. XVI.  СПб., 1887 /  Репринт: Элиста, 1993. 510 с.

18. Рифтин Б. Л. Восемь Бессмертных // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 131.

19. Сукхавати­вьюха (Амитабха Сутра) / пер. А. Гунского. Интернет­ресурс: URL: http:// bibleoteca.narod.ru/amitabha.htm (дата обращения 21.10.2013)

20. Сутра Золотого Света / пер. с тибетского А. Кугявичуса. 2004. 92 с. Интернет­ресурс: URL: http://fpmt.org/wp­content/uploads/teachers/zopa/advice/pdf/goldenlightsutra_russian.pdf (дата обращения 21.10.2013).

21. Ханг Ритхиравут, Афанасьева Е. Н. Чинг // Музыкальные инструменты: Энциклопедия / глав. ред. М. В. Есипова. М.: Дека­ВС, 2008. С. 680.

22. Bhattacharyya B. The Indian Buddhist Iconography. 2nd ed. Calcutta: Ghosh Printing House Private Limited, 1958. 2200 p. (357 ill.).

23. Helffer M. Mchod­rol. Les instruments de la musique tibetaine. P. CNRS, 1994. 401 p.

24. Kashima S. Depiction of Kugo Harps in Japanese Buddhist Painting. Transl. by S. Niwa // Music in Art. Vol. XXIV (1999). № 1–2. P. 57–67.

25. Kashima S. Musical Scenes depicted in Japanese Arts. Catalogue of Musical Instruments in Painting from Heian to Edo period, with Drawings of Instruments. Tokyo: Kunitachi college of music, 1988. 182 p.

26. Kaufmann W. Altindien // Musikgeschichte in Bildern. Bd. II. Musik des Altertums / Lfg 8. Hrsg. W. Bachmann. Lpz.: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1981. 208 S.

27. Kishibe S. Origin of the K’ung­hou (Chinese harp) // Тоё онгаку кэнкю (Journal of the Society for Research in Asiatic Music). Vol. XIV–XV (1958).
P. 1–51 (на англ. и япон. яз).

28. Lawergren B. Buddha as a Musician. An Illustration of a Jataka Story // Artibus Asiae. Vol. LIV (1994). № 3/4. P. 226–240.

29. Marcel-Dubois C. Notes sur les instruments de musique figures dans l’art plastique de l’Inde ancienne // Revue des Arts Asiatiques. T. XI (1937). Fasc. 1. P. 36–49.

30. Marcel-Dubois C. Les Instruments de musique de l’Inde ancienne. Paris: Presses universitaires de France, 1941. 259 p.

31. Marcuse S. Musical instruments. A Comprehensive Dictionary. N. Y.: Norton, 1975. XV, 608 p., [24] p. of pl.

32. Picken L. T’ang Music and Musical Instruments // T’oung Pao. Vol. LV (1969). P. 74–122.

33. Song Bang-Song. Koguryo instruments in Tomb № 1 at Ch’ang­ch’uan, Manchuria // Musica Asiatica. Vol. VI (1991). P. 1–17.

34. The New Grove Dictionary of Musical Instruments: in 3 vols. London: Macmillan, 1984. XXXVI, 805; XIII, 985; XIII, 921 p.

35. Treasures of Dunhuang Grottoes. Hong Kong: Polyspring Co., Ltd, 2002. 292 p. (на кит. и англ. яз.).