Catherine the Great’s Influence on the Russian Opera Theatre Development and Paradox of Her Musical Ear: “Nothing More than Noise”?

Аннотация

В исследованиях, посвященных рождению русской оперы, имя Екатерины Великой, как правило, упоминается наряду с именами драматургов и композиторов. Вместе с тем, на протяжении длительного времени в научной литературе преобладали негативные оценки ее деятельности; отмечалось, что Екатерина ограничивала свободу мысли и творчества, в том числе в области музыкального театра. Исследования последних десятилетий показали, что вклад Екатерины в развитие оперного театра России более весом, чем считалось ранее, что подкрепляется и рядом рассматриваемых в данной статье источников.
Кроме того, изучение переписки между императрицей и бароном Мельхиором Гриммом привело автора настоящей статьи к выводу о том, что миф об отсутствии у Екатерины музыкального слуха не имеет под собой оснований. Как доказывают некоторые письма, вопреки укоренившимся суждениям, основанным на заявлениях самой Екатерины, у нее были музыкальные способности. Тем не менее, она избегала публичных высказываний о музыке; по-видимому, у нее имелись на это веские причины. Цель настоящей статьи — уточнить представления о незаурядной личности русской императрицы и о ее роли в истории русского Просвещения.

Использованная литература

1. Архив князя Воронцова. Т. 32 / ред. П. И. Бартенев. М.: Университетская типография, 1886. 530 с.

2. Bartlet E. Opera Bouffe // The New Grove Dictionary of Opera / ed. by St. Sadie and Chr. Bashford. Vol. 1. London: Macmillan, 1992. P. 684.

3. Березина В. Г., Дементьев А. Г., Есин Б. И., Западов А. В., Сикорский Н. М. Журналы Н. И. Новикова 1770–1780-х годов // История русской журналистики XVII–XVIII веков / ред. А. В. Западов. М.: Высшая школа, 1966. С. 75–84.

4. Memoirs of the Princess Daschkaw: Lady of Honour to Catherine II, Empress of All the Russias in two volumes / edited from the originals, by Mrs. W. Bradford. Vol. 1. London: Henry Colburn, 1840. 454 p.

5. Carlo Canobbio (1741–1822), Vasilij Pashkevich (1742–1797) and Giuseppe Sarti (1729–1802). Nachal’noe Upravlenie Olega (The Early Reign of Oleg) / edited by B. Brover-Lubovsky. Middleton, WI: A-R Editions, 2018. XXVIII, 453 p. (Recent Researches in Music of the Classical Era, vol. 109).

6. Lettres du Comte Valentin Esterházy à sa femme: 1784–1792 / avec une introduction et des notes par Ernest Daudet. Paris: Plon-Nourrit, 1907. VIII, 428 p.

7. De Madariaga I. Catherine the Great: A Short History. New Haven; London: Yale University Press, 1990. 240 p.

8. Diderot D. Correspondance. XIII. Juin 1773–avril 1774 / Edited by Georges Roth and Jean Varloot. Paris: les Éditions de Minuit, 1966. 255 p.

9. Доброхотов Б. В. Д. С. Бортнянский. М.; Л.: Музгиз, 1950. 56 с.

10. Доброхотов Б. В. Евстигней Фомин. М.: Музыка, 1968. 107 с.

11. Энгельгардт Л. Н. Записки. М.: Новое литературное обозрение, 1997. 256 с.

12. Evstratov A. Le théâtre francophone à Saint-Pétersbourg sous le règne de Catherine II (1762–1796): organisation, circulation et symboliques des spectacles dramatiques. Thèse de doctorat en littérature française et comparée : en 2 vol. Vol. 1. Paris: L’université Paris-Sorbonne (Paris-IV), 2012. 468 p

13. Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России от истоков до Глинки. Л.: Госмузиздат, 1959. 780 с.

14. Письма императрицы Екатерины II барону Мельхиору Гримму (годы с 1774 по 1796). Сообщено из государственного архива Министерства Иностранных Дел в С.-Петербурге / изд. и снабдил предисловием акад. Я. К. Грот. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1878. 4, X, 734 с. (Сборник Императорского русского исторического общества: в 148 томах. Т. 23).

15. Келдыш Ю. В. Итальянская опера // История русской музыки в 10 томах / редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева и А. И. Кандинский. Т. II: XVIII век. Часть первая. М.: Музыка, 1984. С. 91–128.

16. Kim V. M. L’opera-comique en Russie dans le dernier tiers du XVIIIe siecle: presence et influence du modele français. Thèse de doctorat. Lyon: Université Lumière Lyon 2, 2018. 534 p.

17. Кириллина Л. В. Сарти, Еврипид и Третий Рим // Научный вестник Московской консерватории. Том 3. № 1 (март 2012). С. 12–41.

18. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций / послесл. и коммент. А. Ф. Смирнова. М.: Олма-Пресс, 2004. 831 с.

19. Крюков А. Н. Екатерина II // Музыкальный Санкт-Петербург: Энциклопедический словарь. Т. I: XVIII век. Кн. 1. СПб.: Композитор, 1996. С. 322–327.

20. Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление: Автореферат дисс. … доктора искусствоведения. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. 50 с.

21. Левашева О. Е. Французская комическая опера // История русской музыки в 10 томах / редкол: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева и А. И. Кандинский. Т. II: XVIII век. Часть пер- вая. М.: Музыка, 1984. С. 129–152.

22. Левашева О. Е. Начало русской оперы // История русской музыки в 10 томах. Т. III. История русской музыки в 10 томах / редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева и А. И. Кандинский. Т. III: XVIII век. Часть вторая. М.: Музыка, 1985. С. 5–45.

23. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Т. II. М.: Музгиз, 1953. 475 с.

24. Максимова А. Е. «Ахридеич» — опера-сказка Эрнеста Ванжуры на либретто Екатерины II // Opera Musicologica. 2012. № 4 (14). С. 25–73.

25. Masson Ch.-Fr.-Ph. Mémoires secrets sur la Russie pendant les règnes de Catherine II et de Paul Ier / avec avant-propos et notes par M. Fs. Barrière. Paris: Firmin Didot, 1863. 464 p.

26. Mooser R.-A. L’opéra-comique français en Russie au XVIIIe siècle, contribution à l’histoire de la musique russe. Genève: R. Kister; Monaco: Union européenne d’éditions, 1954. 248 p.

27. Mooser R.-A. Opéras, intermezzos, ballets, cantates, oratorios, joués en Russie durant le XVIIIe siècle [1945]. 3e éd. rev. et compl. Bâle: Bärenreiter, 1964 [1945]. 177 p.

28. Naroditskaya I. Bewitching Russian Opera: The Tsarina from State to Stage. Oxford: Oxford University Press, 2012. 416 p.

29. O’Malley L. The Dramatic Works of Catherine the Great. Theatre and Politics in Eighteenth- Century Russia. Aldershot; Burlington: Ashgate, 2006. 227 p.

30. Paisiello G. Le Philosophe Imaginaire, opéra bouffon en 3 acts. Paris: au Bureau de la Correspondance des Spectacles de Province, [s.a.]. 201 p.

31. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. Т. III. СПб.: Столичная скоропечатня, 1899. 204 с.

32. Плавильщиков П. А. Театр // Зритель. 1792. Декабрь. Ч. 3. С. 254–255.

33. Рабинович А. С. Русская опера до Глинки. М.: Музгиз, 1948. 271 с.

34. Saby P. Opéra-comique // P. Saby. Vocabulaire de l’opéra. Paris: Minerve, 1999. P. 147–149.

35. Санкт-Петербургские ведомости. 1793. Июнь. №№ 7, 10.

36. Семёнова Ю. С. Музыкально-театральная деятельность Екатерины II: Дисс. … канд. искусствоведения. Казань: Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова, 2011. 306 с.

37. Щербакова М. Н. 2004. Музыка // Русский XVIII век. М.: Дрофа, 2004. С. 349–491.

38. Shuler C. A. Theater and Identity in Imperial Russia. Iowa City: University of Iowa Press, 2009. 364 p.

39. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / пер. с нем. и вступ. статья Б. И. За гурского; под ред. и с пред. проф. Б. В. Асафьева. Л.: Тритон, 1935. 190 с.

40. Taruskin R. 1992. St. Petersburg // The New Grove Dictionary of Opera / ed. by St. Sadie and Chr. Bashford. Vol. IV. London: Macmillan, 1992. P. 130.

41. Зорин А. Л. «Редкая вещь» («сандуновский скандал» и русский двор времен Французской революции) // Новое литературное обозрение. 2006. № 4 (80). С. 91–110