Даниил Хармс: три музыкальных случая

Аннотация

В статье предложена интерпретация трех сочинений Хармса, в которых не только названия, но и многие детали текста парадоксальным образом указывают на опре­деленный музыкальный прототип.

В «Вариациях» (1936) Хармс воспроизводит структуру классической формы «Тема с вариациями». Здесь есть и «тема» — четыре начальных стиха, и «вариации» той же длины, в которых она повторяется в измененном виде, и нечто вроде смены лада («ми­нор» после «мажора») и «громкая» кульминация в конце.

«Пассакалия № 1» (ок. 1936) построена как своего рода партитура пространства с несколькими уровнями. В каждом из них присутствуют устойчивые (остинатные) элементы: стоящий неподвижно лирический герой («я»), вода, покачивающаяся у его ног, и «кто-то» в глубине воды, кто внезапно дал знать о своем существовании. Рассказ «Начало очень хорошего летнего дня (симфония)» (ок. 1937) состоит из 176 слов. И все же его строение напоминает симфонию в четырех частях. Есть и про­тивопоставление мужского и женского начал в первой части, и финал в народном ду­хе (изображение толпы, стоящей в очереди за сахаром), и т. п. Наряду с музыкальным присутствует и литературный прототип —
«2-я симфония» Андрея Белого, по отношению к которой «симфония» Хармса стала в равней мере продолжением и последовательным отрицанием самих жанровых установок лите­ратурной симфонии.

Использованная литература

1. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.–Л., 1934. 322 с.

2. Белый А. Симфонии / Вступ. ст., сост.. подгот. текста, примеч. А. В. Лаврова. Л.: Художественная литература, 1990. 528 с.

3. Гервер Л. Музыка и музы кальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века). М.: Индрик, 2001. 248 с.

4. Жаккар Ж.-Ф. «Cisfinitum» и Смерть // Абсурд вокруг: сб. ст. / Отв. ред О. Буренина. М.: Языки славянской культуры. 2004. С. 75–91.

5. Кобринский А. «Без грамматической ошибки...»? Орфографический сдвиг в текстах Даниила Хармса // О Хармсе и не только. Статьи о русской литературе. СПб.: СПГУТД, 2007. С. 58–84.

6. Кобринский А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда: в 2 т. Т. I. М.: МКЛ № 1310, 2000. 192 с.

7. Хармс Д. Собрание сочинений: в 3 т. / Вступ. ст., коммент. и сост. В. Н. Сажина. СПб.: Азбука, 2000. Т. I: Авиация превращений: [Стихотворения, переводы, драматические произведения]. 576 с. Т. II: Новая Анатомия: [Проза]. 416 с.

8. Хармс Д. Горло бредит бритвою. Случаи, рассказы, дневниковые за писи / Глагол. № 4. 1991. 239 с.

9. Шестакова Л. Принцип серийности в стихотворении Д. Хармса «Звонитьлететь» // Хармс — авангард / материалы международной научной конференции «Даниил Хармс: авангард в действии и в отмирании. К 100-летию со дня рождения поэта». Белград: Изд-во филологического факультета Белградского университета,
2006. С. 157–164.