Духовный концерт Василия Пашкевича

Аннотация

Статья посвящена духовному концерту Василия Алексеевича Пашкевича (Паскевича) на слова Псалма 94 «Приидите, возрадуемся Господеви». До недавнего времени было известно о пяти не дошедших до нас концертах этого композитора, упомянутых в каталоге музыкального магазина Г. Н. Рейнсдорпа и И. Керцелли (1806). Теперь обнаружен шестой концерт Пашкевича, который, к счастью, сохранился. В сборнике петербургского происхождения из фондов Российского национального музея музыки нашлись партии тенора и баса, в последней был указан автор музыки. На основе анализа источников концерт датирован концом семидесятых — началом восьмидесятых годов XVIII века. Для реконструкции полной четырехголосной партитуры привлечены материалы сборников, происходящих из соборов Череповца и Верховажья, в которых концерт «Приидите, возрадуемся Господеви» записан без имени автора и не круглой (итальянской) нотацией, характерной для периода классицизма, а более ранней квадратной (киевской). Партитура концерта дана в Приложении к статье. Выявлены особенности рукописных источников и разночтения между различными копиями партий‑поголосников. Рассмотрены словесный текст и музыка концерта. В статье также дается обзор хорового творчества Пашкевича.

Использованная литература

1. Антоненко Е. Ю. Бальдассаре Галуппи и русская духовная музыка // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 2. C. 34–67.

2. Антоненко Е. Ю. Духовная музыка Винченцо Манфредини, Андрея Рачинского, Василия Пашкевича и Льва Гурилева в собрании Российского национального музея музыки // Духовная музыка России и Австрии: Сборник статей по материалам международных конференций официальной программы перекрестного Года музыки и культурных маршрутов Россия — Австрия 2018. М.: Российский национальный музей музыки, 2019. С. 103–124.

3. Арнонкур Н. Мысли об Allegro и Andante у Моцарта // Н. Арнонкур. Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди: пер. с нем. С. В. Грохотова. М.: Классика‑XXI, 2005. С. 124–134.

4. Башилов А. А. Молодость Башилова (Записки о временах Екатерины II и Павла I) // Заря. 1871. Декабрь. С. 193–223.

5. Булычева А. В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии // Старинная музыка. 2019. № 1. С. 10–17.

6. Висков А. О. Шестнадцать духовных хоровых концертов конца XVIII — начала XIX века // Шестнадцать духовных хоровых концертов конца XVIII — начала XIX века. Для хора без сопровождения. Вып. 2. М.: РНММ, 2019. С. 3–16.

7. Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М.: изд. Всесоюзной книжной палаты, 1959. 306 с.

8. Лебедева-Емелина А. В. Пашкевич // Православная энциклопедия. Т. 55. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2019. С. 195–196.

9. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма. Каталог произведений. М.: Прогресс‑Традиция, 2004. 604 с.

10. Лебедева-Емелина А. В. Русская хоровая культура второй половины XVIII века. Дисс. … канд. искусствоведения. Т. VII: Нотное приложение. М.: Государственный институт искусствознания, 1993. 208 с.

11. Лебедева-Емелина А. В. Русское хоровое искусство второй половины XVIII — начала XIX века как целостное художественное явление. Дисс. … доктора искусствоведения. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. 502 с.

12. Левашев Е. М. В. А. Пашкевич // История русской музыки в десяти томах. Т. 3. М.: Музыка, 1985. С. 46–83.

13. Лепская Л. А. Репертуар крепостного театра Шереметевых: Каталог пьес. М.: ГЦТМ, 1996. 174 с.

14. [Орлов-Давыдов В. П.] Биографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова, составлен внуком его, графом Владимиром Орловым‑Давыдовым: в 2 т. СПб.: тип. Академии наук, 1878. 4, 5–328, XXIII; 344, XIV с.

15. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория. М.: Государственный институт искусствознания, 2015. 340 с.

16. Погожев В. П. Архив Дирекции императорских театров. Отд. 2: Документы. СПб., 1892. 668 с.

17. Порфирьева А. Л. Пашкевич // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. Кн. 2. СПб.: Композитор, 2000. С. 340–344.

18. Рыцарева М. Г. Дмитрий Бортнянский. Жизнь и творчество композитора. СПб.: Композитор — Санкт‑Петербург, 2015. 392 с.

19. Рыцарева М. Г. Духовный концерт в России второй половины XVIII века. СПб.: Композитор — Санкт‑Петербург, 2006. 244 с.

20. Рыцарева М. Г. Российский хоровой концерт второй половины XVIII века. Л., 1985. (НИО Информкультура РГБ, 07.05.1985, № 947).

21. Тетерина Н. И. Музыкально‑литургический цикл в России. Основные этапы исторического развития от Дилецкого до Рахманинова: Дипломная работа. Горький, 1986.

22. Феодорит Кирский, блж. Толкование 96 псалма // Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Почаев: Свято‑Успенская Почаевская лавра, 2005. С. 368–369.

23. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века: в 2 т. Т. 2 (Вып. 4–7). М.‑Л.: Музсектор Госиздата, 1928–1929. 376, CXCII с.

24. Frevel C. σήμερον — Understanding Psalm 95 Within, and Without, Hebrews // Psalms and Hebrews: Studies in Reception / еd. by D. J. Human, G. J. Steyn. New York: T&T Clark, 2010. P. 165–193. (Library of Hebrew Bible/Old Testament studies, 527).

25. Kaiser W. The Promise Theme and the Theology of Rest // Bibliotheca Sacra. Vol. 130 (Apr.‑June 1973). P. 135–150.

26. Mooser R.-A. Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIme siécle. Tome 2: L’époque glorieuse de Catherine II. Geneve: Mont Blanc, 1951. 680 p.

27. Scheibe J. Das 19 Stück. Dienstag, den 12 November, 1737 // Johann Adolph Scheibens, Königl. Dänis. Capellmeisters, Critischer Musikus. Neue, vermehrte und verbesserte Auflage. Leipzig: bey Bernhard Christoph Breitkopf, 1745. S. 177–185.

28. Steyn G. J. The Reception of Psalm 95(94):7–11 in Hebrews 3–4 // Psalms and Hebrews: Studies in Reception / еd. by D. J. Human, G. J. Steyn. New York: T&T Clark, 2010. P. 194–228.

29. Uchastkina Z. V. A History of Russian Hand Paper‑Mills and Their Watermarks. Hilversum (Holland): Paper Publications Society, 1962. 297 р.