«Стихотворные правила» (Regulae rhythmicae, начало XI в.) Гвидо Аретинского — первый стихотворный учебник в западноевропейской и стории музыки. Включает все главные темы «элементарной теории музыки», ориентированной на григорианскую монодию, — диатонический звукоряд, деление монохорда, классификацию и свой ства консонансов, церковные лады, а также начатки учения о мелодической композиции. Наиболее изве стен как трактат, где впервые (наряду с прозаическим «Прологом к антифонарию» того же автора) описана «наша» линейная нотация. В основу критического перевода (первого на русском языке) положены издания оригинального тек ста «Правил» Й. М. Смитса ван Васберге (1985), Д. Пеше (1999) и А. Рускони (2008), с привлечением материала восьми Гвидоновых рукописей, датируемых XI–XII вв. Перевод сопровождает ся подробными справочными и научными комментариями. На цветной вклейке размещены цветные аннотированные факсимиле из рукописей Гвидо, среди которых — образцы аутентичной «Гвидоновой» нотации.
1. Боэций А. М. С. Основы музыки / подгот. текста, пер. с лат. и коммент. С. Н. Лебедева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. 448 с.
2. Гвидо Аретинский. Пролог к антифонарию / пер. с лат. и примеч. Р. Л. Поспеловой // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа (к 70-летию со дня рождения) / ред.-сост. В. С. Ценова. М.: Московская консерватория, 2003. С. 48–67.
3. Лебедев С. Н. Мουσικός — musicus — музыкант. Очерк музыкальной терминологии Боэция // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. С. 52–65. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2011.05.2.06.
4. Лебедев С. Н. Об одном свойстве дасийной нотации / Ars notandi. Нотация в меняющем ся мире: материалы научной конференции / ред.-сост. И. А. Барсова. М., Московская консерватория, 1997. C. 13–16. (Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сб. 17.)
5. Лебедев С. Н. Послание Гвидо: знакомый текст о незнакомом распеве // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 1. С. 120–145.
6. Пушкина Ю. В. Трактат Гвидо Аретинского «Микролог» в контексте музыкальной культуры Высокого Средневековья. Дисс. … канд. иск. М.: Московская гос. консерватория имени П. И. Чайковского, 2010. 293 с.
7. Busse Berger A. M. Medieval music and the art of memory. Berkeley: University of California Press, 2005. XVI, 288 p.
8. Guido d’Arezzo. Le opere: Micrologus, Regulae rhythmicae, Prologus in antiphonarium, Epistola ad Michaelem, Epistola ad archiepiscopum Mediolanensem. Testo latino e italiano / Intr., trad. e comm. a cura di Angelo Rusconi. 2da ed. Firenze: Sismel —
Edizioni del Galluzzo, 2008. 188 p.
9. Guido d’Arezzo’s Regule rithmice, Prologus in antiphonarium, and Epistola ad Michahelem. A critical text and translation with an introduction, annotations, indices, and new manuscript inventories by Dolores Pesce. Ottawa: The Institute of Medieval
Music, 1999. 615 p.
10. Guidonis Aretini Regulae rhythmicae / ed. J. M. Smits van Waesberghe // Divitiae Musicae Artis, A / IV. Buren: Frits Knuf, 1985. 177 p.
11. Hucbald, Guido, and John on music: three medieval treatises / transl. by Warren Babb; edited, with introductions, by Claude V. Palisca. New Haven: Yale University Press, 1978. XIV, 211 p.
12. Lexicon Musicum Latinum Medii Aevi / hrsg. von M. Bernhard. Fasz. 11. München: Bayerische Akademie der Wissenschaften, 2010. Sp. 322–479.
13. Smits van Waesberghe J. M. De musico-paedagogico et theoretico Guidone Aretino eiusque vita et moribus. Firenze: Olschki, 1953. 247 p.
14. Smits van Waesberghe J. M. The musical notation of Guido of Arezzo // Musica Disciplina 4 (1950). P. 15–53.