Изобретательские идеи и решения в записных книжках фортепианного мастера Карла Вирта

Аннотация

Малоизвестные записные книжки Карла Вирта (1800–1882) впервые рассматриваются как уникальный архивно-рукописный источник, отразивший состояние музыкального инструментария в России первой половины XIX века. Они посвящены прежде всего производству фортепиано, но также содержат заметки по изготовлению органа, фисгармонии, эолодикона, гитары и, наконец, технические характеристики популярных тогда изобретений, таких как орфика, клавир-арфа и струнная гармоника. Детальные технические описания вместе с разъясняющими графическими изображениями позволили автору статьи получить довольно точное представление и о самих музыкальных инструментах, и о дополнительных устройствах к ним.

Использованная литература

1. Ломтев Д. Г. Записные книжки Карла Вирта: мастер музы кальных инструментов и мир его идей // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 112–117.

2. Описание первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге 1829 года. СПб., 1829. 323 с.

3. Столпянский П. Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге. Л.: Музыка, 1989. 223 с.

4. Яровой Ю. Е. Виртовский рояль // Урал. 1972. № 6. С. 124–137.

5. Arnold Jou. von. Die gegenwärtigen Zustände der Tonkunst in Rußland // Neue Zeitschrift für Musik. Dreiundsechzigster Jahrgang (Bd. 92). Nr. 46 (11. November 1896). S. 505–506.

6. Bruder I. Handbuch der Orgelbaukunst. Waldkirch: Waldkircher Orgelstiftung, 2006. 285 S.

7. Goebl-Streicher U. Das Reisetagebuch des Klavierbauers Johann Baptist Streicher. 1821–1822. Tutzing: Schneider, 2009. 349 S.

8. Lomtev D. Karl Wirths Notizbücher: Ideenwelt eines Musikinstrumentenbauers. Teil 1 — Faksimile. Teil 2 — Transkription. München: Deutsches Museum, 2014. 167, 106 S.

9. Müller J. Chr. E. Die Orphica, ein neues musikalisches Instrument, erfunden von Hr. C. L. Röllig zu Wien // Journal des Luxus und der Moden. 1796. Februar. S. 87–98.

10. Pröbstl B. Haus-Chronik / hrsg. von Alfred Reichling. Kassel: Merseburger, 1998. 136 S.

11. Quandt Chr. Fr. Eine neue Harmonika // Journal des Luxus und der Moden. 1791. Februar. S. 99–108.

12. [Silva P. de]. The Fortepiano Writings of Streicher, Dieudonné, and the Schiedmayers: Two Manuals and a Notebook, Translated from the Original German, with Commentary. Lewiston, Queenston, and Lampeter: Edwin Mellen Press, 2008. 688 p.

13. Synofzik Th. Clara Schumann und der St. Petersburger Klavierbauer Karl Wirth // Musikgeschichte zwischen Ost und West: von der musica sacra bis zur Kunstreligion. Festschrift für Helmut Loos. Hrsg. von Stefan Keym und Stephan Wünsche. Lpz.: Leipziger Universitätsverlag, 2015. S. 662–671.

14. Thon Chr. Fr. G. Abhandlung über Klavier-Saiten-Instrumente, insbesondere der Forte-Pianos und Flügel, deren Ankauf, Beurtheilung, Behandlung, Erhaltung und Stimmung. Weimar: Voigt, 1836. 197 S.

15. Verbesserung in Bildung der Töne auf verschiedenen musikalischen Instrumenten; worauf Th. Thodd, Orgelmacher zu Swansea, Soutwalis, sich am 22. November 1823 ein Patent ertheilen ließ // Polytechnisches Journal. 1826. № 19. S. 329–330.