К проблеме взаимодействия исторического музыкознания и российского музыкального востоковедения

Аннотация

В статье исследован процесс формирования российского музыкального востоковедения во взаимодействии с этномузыкознанием, от которого оно отделилось в прошлом веке, и академической историей музыки. Обозначены основные направления музыкального востоковедения: китаистика (синология), индология, охватывающая всю Южную Азию, арабистика, иранистика, тюркология, монголоведение. Рассмотрены основные этапы формирования музыкального востоковедения, обозначены научные школы и сферы: традиционная музыка внеевропейских народов, включая формы музыкального профессионализма, композиторская музыка в системе национальной культуры и в связях с профессиональными традициями, исторические исследования по музыке Азии и др. Показан вклад россий- ских и некоторых зарубежных ученых в становление данного научного направления.

Использованная литература

1. Алпатова А. С. Архаические музыкальные традиции как предмет всеобщей истории музыки и поиски их культурного контекста в отечественном музыкознании // Памяти Романа Ильича Грубера. Статьи. Исследования. Воспоминания / ред.-сост. В. Н. Юнусова. Вып. 1. М.: Московская консерватория, 2008. С. 31–52.

2. Асафьев Б. О народной музыке / сост., вступит. статья и комментарии И. И. Земцовского и А. Б. Кунанбаевой. Л.: Музыка, 1987. 249 с.

3. Бадмаева Г. Ю. Традиционная музыка калмыков в контексте культур Центральной Азии: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2001. 14 с.

4. Беляев В. Очерки по истории музыки народов СССР. Вып. 1. Музыкальная культура Киргизии, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана.М.: Гос. муз. изд., 1962. 300 с.

5. Влаева-Стоянова И. А. Классическая инструментальная музыка Северной Индии (Хиндустани): проблемы истории и теории: дис. … канд. иск. М., 1997. 245 с.

6. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Ч. I. 3‑е изд. М.: Музыка, 1965. 484 с.

7. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория, 2004. 277 с.

8. Дубровская М. Ю. Ямада Косаку и формирование японской композиторской школы (последняя четверть XIX в. — первая половина XX в.). Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2004. 570 с.

9. Еолян И. Р. Очерки арабской музыки. М.: Музыка, 1977. 192 с.

10. Земцовский И. И. Фольклористика в системе музыковедческих дисциплин // Советская музыка. 1982. № 9. С. 69–71.

11. История музыки народов СССР / отв. ред. Ю. Вс. Келдыш: в 7 т. М.: Советский композитор, 1970–1977.

12. Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / науч. ред. В. Н. Юнусова. М.: Композитор, 2009. 552 с.

13. Пак Кюн Син. Музыкальная культура древней и средневековой Кореи и ее отражение в трактате Сон Хена «Акхак квебом» (Основы науки о музыке) (XV век): автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2004. 32 с.

14. Плахова А. Ю. Отечественная музыкальная арабистика: итоги и перспективы // Теоретические концепции XX века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Материалы Всероссийской научной конференции / сост. и ред. Б. А. Шиндина: Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 2000. С. 302–309.

15. Раджабов А. Из истории развития таджикской музыкальной культуры (V–XII вв.):
дис. … канд. историч. наук. Душанбе, 1982. 207 с.

16. Сайдашева З. Н. Песенная культура татар Волго-Камья (эволюция жанрово-стилевых норм в контексте наци ональной истории): дис. … докт. искусствоведения. М., 1998. 197 с.

17. Сергеева Т. С. Музыкальное востоковедение — одно из новых направлений российской музыкальной науки // Проблемы востоковедения. 2012. № 2 (60). С. 66–82.

18. Сергеева Т. С. Рождение западно-арабской классики: дис. … докт. искусствоведения. М., 2009. 260 с.

19. Снежкова Е. А. О творчестве Такэмицу Тору в контексте японской композиторской школы второй половины XX века. Ярославль: Принтхаус-Ярославль, 2012. 301 с.

20. У Ген-Ир. История музыки Юго-Восточной Азии: Китай, Корея, Япония. СПб.; М.; Краснодар: Планета музыки; Лань, 2011. 544 с.

21. Хим Собхи. Теоретические проблемы камбоджийской музыки: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1998. 22 с.

22. Чекановска А. Музыкальная этнография. Методология и методика. М.: Советский композитор, 1983. 189 с.

23. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. М.: Восточная литература РАН, 2002. 718 с.

24. Шимон М. В. Пути развития музыкальной культуры Ирака: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1995. 24 с.

25. Юнусова В. Азербайджанский мугам и культура макама в России // Материалы Международного научного симпозиума «Мир мугама». 18–20 марта 2009 г. Баку, 2009. С. 468–472.

26. Юнусова В. Внеевропейские музы кальные культуры в XX веке // Голос человеческий. К столетию со Дня рождения Валентины Джозефовны Конен (1909–1991). Воспоминания. Письма. Статьи. М.: Московская консерватория, 2011. С. 222–233.

27. Юнусова В. Н. Музыкальные культуры Азии и Северной Африки. Обзор // Зарубежная музыка. XX век. М.: Музыка, 2005. C. 518–573.

28. Юнусова В. Н. Российское музы кальное востоковедение: становление и перспективы // Восток (ORIENS). ИВРАН. 2014. № 3. С. 67–76.

29. Яковлев М. М. Иранская музыка // Музы кальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш: в 6. Т. II. М.: Советская энциклопедия, 1974. Стлб. 563–566.

30. Янов-Яновская Н. Одна культура — две традиции // Музыкальная академия. 1999. № 3. С. 21–27.

31. Analytical and Cross-Cultural Studies in World Music. Edited by Michael Tenzer and John Roeder. L.: Oxford University Press, 2011. 472 p.

32. Blum St. Prologue: Ethnomusicologist and Modern Music History // Ethnomusicology and Modern Music History / ed. by St. Blum, Ph. V. Bohlman, D. M. Neuman. Urbana; Chicago: University of Illinois Press. 1993. P. 1–22.

33. Blum St., Lawegren B., Homoz F. Iran // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by St. Sadie. 2nd ed.: in 20 vols. Vol. 12. L.: Oxford University Press, 2001. P. 530–546.

34. Bohlman, Philip V. World Music: A Very Short Introduction. L.: Oxford University Press. 2002. 200 p.

35. Farmer, Henry George. A History of Arabian Music to the XIIIth Century. L.: Luzac, 1929. 2nd ed., 1967. 294 p.

36. Lam J. S. C. State Sacrifices and Music in Ming China: Orthodoxy, Creativity, and Expressiveness. Albany: State University of New York Press. 1998. 205 p.

37. Merriam A. The Anthropology of Music. Evanstone: Northwestern University Press, 1964. 386 p.

38. New Oxford history of Music. Vol. I. Ancient and Oriental Music / ed. by Egon Wellesz. L.; N. Y.; Toronto: Oxford University Press, 1957. 498 p.

39. Qureshi R. B. Sufi Music and Historicity of Oral Tradition // Ethnomusicology and Modern Music History: ed. by St. Blum, Ph. V. Bohlman, D. M. Neuman. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1993. P. 103–120.

40. Racy A. J. Historical Worldviews of Early Ethnomusicologists: An East-West Encounter in Cairo, 1932 // Ethnomusicology and Modern Music History: ed. by St. Blum, Ph. V. Bohlman, D. M. Neuman. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1993. P. 68–91.

41. Rice T. Ethnomusicology in Times of Trouble // Yearbook for Traditional Music. Vol. XLVI (2014). P. 191–209.

42. Rice T. Ethnomusicology. A Very Short Introduction. L.: Oxford University Press, 2014. 151 p.

43. Sawa G. Music Performance Practice in the Early Abbasid Era. 750–932 A. D. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 2004. 251 p.

44. Shelemay, Kay Kaufman. Historical Ethnomusicology: Reconstructing Falasha History // Ethnomusicology. Vol. 24. No 2 (1980). P. 233–258.