«Ложь» во имя красоты: musica ficta в композициях XIV века

Аннотация

Статья посвящена проблеме musica ficta (хроматики) в старинной музыке. Фокус сосредоточен на конкретном временнóм этапе — XIV веке (в Италии и Франции), когда хроматика начинает активно проникать в многоголосие. В одних случаях хроматика фиксировалась специальными знаками в рукописях, в иных — понималась контекстуально. Последнее обстоятельство приводит к тому, что современные редакторы, осуществляющие транскрипции, и исполнители вынуждены самостоятельно принимать решение о расстановке акциденций. Анализируется ряд трактатов XIV века (Просдочимо де Бельдоманди, Уголино Орвиетского, Якоба Льежского и других), в которых идет речь о хроматике: ее происхождении, правилах и причинах введения. При этом, цель исследования заключается, не столько в том, чтобы суммировать руководства теоретиков прошлого на предмет musica ficta, сколько в анализе современной практики. Он, в свою очередь, показывает, что исполнители прибегают к различным стратегиям, в некоторых случая внемля заветам музыкантов прошлого, в иных — избирая собственный путь. Но все же, при любых сценариях, они завершают прежде завершенное, создавая новый звуковой облик композиции.

Благодарности

Выражаю глубокую признательность кандидату искусствоведения, доценту С. Н. Лебедеву за ценные указания, а также помощь в переводе латинских текстов.

Использованная литература

1. Акциденция // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 17.

2. Бочаров Ю. С. К проблеме жанровой типологии инструментальной музыки эпохи Возрождения // Старинная музыка. 2021. № 3 (93). С. 1–8.

3. Лебедев С. Н. Гильом де Машо // Большая российская энциклопедия: научнообразовательный портал. URL: https://bigenc.ru/c/gil-om-de-masho-9a8d74/?v=7263154 (дата обращения: 03.07.2023).

4. Лебедев С. Н. Двое неизвестных и великий Гвидо // Научный вестник Московской консерватории. Том 10. № 2 (июнь 2019). С. 8–23. https://doi.org/10.26176/ mosconsv.2019.37.2.001.

5. Лебедев С. Н. Мутация // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017). URL: https://old.bigenc.ru/music/text/2239874 (дата обращения: 03.07.2023).

6. Лебедев С. Н. О модальной гармонии XIV века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. С. 5–33. (Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных; вып. 92).

7. Лебедев С. Н. Проблема модальной гармонии в музыке раннего Возрождения: дис. ... канд. иск. 17.00.02. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. 411 с.

8. Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки (XII–XVII вв.) / отв. ред. Ю. К. Евдокимова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. C. 34–59.

9. Поспелова Р. Л. Index rerum // Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2009. C. 632–656.

10. Сторчак Н. С. Ладовая теория семь веков назад. К изучению трактата «Lucidarim» Маркетто Падуанского: дисс. ... канд. иск. 17.00.02. Казань: Казанская гос. консерватория имени Н. Г. Жиганова, 2018. 261 с.

11. Холопов Ю. Н. Практические рекомендации к определению лада в старинной музыке / О принципах композиции старинной музыки. Статьи и материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015. C. 219–259.

12. Anonymi 2 Tractatus de Discantu // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. I. Parisiis: apud A. Durand, 1864. P. 303–319.

13. [Muris J. de]. Ars discantus secundum Johannem de Muris // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. III. Parisiis: apud A. Durand, 1869. P. 68–113.

14. Philippi de Vitriaco Ars Nova // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. III. Parisiis: apud A. Durand, 1869. P. 13–22.

15. Bent M. Counterpoint, Composition and Musica Ficta. New York, London: Routledge, 2002. XI, 336 p. (Criticism and Analysis of Early Music).

16. Bent M. Musica Recta and Musica Ficta // Musica Disciplina. Vol. 26 (1972). P. 73–100.

17. Berger K. Musica Ficta: Theories of Accidental Inflections in Vocal Polyphony from Marchetto da Padova to Gioseffo Zarlino. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. XVII, 265 p.

18. Brothers T. Musica Ficta and Harmony in Machaut’s Songs // The Journal of Musicology. Vol. 15. No. 4 (October 1997). P. 501–528. https://doi.org/10.2307/764005.

19. [Franco de Cologne]. Compendium discantus Magistri Franconis // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. I. Parisiis: apud A. Durand, 1864. P. 154–156.

20. Johannes Gallicus. Ritus canendi [Pars secunda] / ed. by A. Seay. Colorado Springs: Colorado College Music Press, 1981. (Critical Texts; no. 14). URL: https://chmtl.indiana. edu/tml/15th/GALRC2 (дата обращения: 11.06.23).

21. Hoppin R. H. Conflicting Signatures Reviewed // Journal of the American Musicological Society. Vol. 9. No. 2 (Summer 1956). P. 97–117. https://doi.org/10.2307/829675.

22. Hoppin R. H. Partial Signatures and Musica Ficta in Some Early 15th-Century Sources // Journal of the American Musicological Society. Vol. 6. No. 3 (Autumn 1953). P. 197–215. https://doi.org/10.2307/830229.

23. Huges A. Ugolino: The Monochord and musica ficta // Musica Disciplina. Vol. 23 (1969). P. 21–39.

24. [Garlandia J. de]. Introductio musice secundum Magistrum de Garlandia // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. I. Parisiis: apud A. Durand, 1864. P. 157–175.

25. Jacobi Leodiensis Speculum musicae. Liber quartus / ed. by R. Bragard. Rome: American Institute of Musicology, 1965. 126 p. (Corpus Scriptorum de Musica; vol. 3).

26. Lockwood L. A Dispute on Accidentals in Sixteenth-Century Rome // Analecta musicologica. 1965. Vol. II. No. 27. P. 24–40.

27. Lowinsky E. E. Conflicting Views on Conflicting Signatures // Journal of the American Musicological Society. Vol. 7. No. 3 (Autumn 1954). P. 181–204. https://doi. org/10.2307/829496.

28. Lowinsky E. E. Foreword to Musica Nova accomodata per Cantar et Sonar Organi // Monuments of Renaissance Music. Vol. I / ed. by C. Slim. Chicago: University of Chicago Press, 1964. P. V–XXI.

29. Otaola P. Les coniunctae dans la théorie musicale au moyene âge et à la Renaissance (1375–1555) // Musurgia. Vol. 5. No. 1 (1998). P. 53–69.

30. [Vitry P. de]. Ars contrapunctus secundum Philippum de Vitriaco // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. III. Parisiis: apud A. Durand, 1869. P. 23–27.

31. Prosdocimi de Beldemandis Tractatus de contrapuncto // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. III. Parisiis: apud A. Durand, 1869. P. 193–199.

32. [Tunsted S.] Quatuor principalia musicae per Simonem Tunstede // Scriptorum de musica medii aevi nova series a Gerbertina altera: in 4 tomis / edidit E. de Coussemaker. T. IV. Parisiis: apud A. Durand, 1864. P. 200–298.

33. Seay A. The 15th-Century Coniuncta: a Preliminary study // Aspects of Medieval and Renaissance Music. A Birthday Offering to Gustave Reese / ed. by J. LaRue. New York: Pendragon Press, 1978. P. 723–737.

34. Tischler H. “Musica ficta” in the Thirteenth Century // Music & Letters. Vol. 54. No. 1. P. 38–56 (January 1973). https://doi.org/10.1093/ml/LIV.1.38.

35. Ugolini Urbevetanis Tractatus de monocordii // Ugolini Urbevetanis Declaratio musicae disciplinae / ed. by A. Seay. [Rome]: American Institute of Musicology, 1962. P. 227–253. URL: https://chmtl.indiana.edu/tml/15th/UGOTRAM (дата обращения: 03.07.2023). (Corpus scriptorum de musica; vol. 7, no. 3).