Статья посвящена обсуждению перевода ключевого термина в трактате «Основы музыки» Боэция (написан между 500 и 510 г.). Проблема состоит в том, что старинные коннотации слова musicus чужды современному научному мышлению, отчего и в современном языке не находится слова для его передачи. Автор статьи разворачивает обширный контекст старинного употребления этого слова (античные греческие и римские, а также старинные русские источники) и на его основе аргументирует собственную его интерпретацию. В конце статьи дан новый перевод знаменитой главы «Quid sit musicus», определяющей специфику термина и понятия musicus у самого Боэция.
1. Аристоксен. Элементы гармоники. Издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Московская государственная консерватория, 1997. 136 с.
2. Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб.: Глаголъ, 1995. 480 с.
3. Лебедев С. Н. Никомах и Боэций. К проблеме рецепции античной науки в квадривии Боэция // Старинная музыка, 2011, №№ 1–2, С. 2–11.
4. Лебедев С. Н. Птолемей и Боэций. К проблеме рецепции античной науки в квадривии Боэция // Музыка и время, 2011, № 5. С. 8–14.
5. Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. В 10 т. СПб., 1851–1871.
6. Смирнов Н. А. Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху // Сб. отделения русского языка и словесности (ОРЯС), т. 88, № 2. СПб., 1910. 398 с.
7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М.: Прогресс, 1986–87.
8. Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Философия гармонии Боэция // Гармония: проблемы науки и методики. Сб. ст. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2005. С. 38–66.
9. Цыпин В. Г. Аристоксен. Начало науки о музыке. М.: Московская государственная консерватория, 1998. 224 с.
10. Adelung J. Ch. Grammatisch-kritisches Wörterbuch der hochdeutschen Mundart. 4 Bde. Wien, 1811. 3890 S.
11. Aristoxeni elementa harmonica / Rosetta da Rios recensuit. Romae, typis publicae officinae polygraphicae, 1954. cxvii, 189, 131 p.
12. Aristoxenus. Elementa rhythmica. The fragment of Book II and the additional evidence for Aristoxenian rhythmic theory. Edited with introduction, translation and commentary by Lionel Pearson. Oxford: Clarendon, 1990. liv, 98 p.
13. Barker A. Greek musical writings: II. Harmonic and acoustic theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. 581 p.
14. Boèce. Traité de la musique. Introduction, traduction et notes par Christian Meyer. Turnhout: Brepols, 2004. 352 p.
15. A. M. T. S. Boetii De institutione arithmetica libri duo. De institutione musica libri quinque. Accedit geometria quae fertur Boetii, ed. Godofredus Friedlein. Lipsiae, 1867.
16. An. M. T. Severini Boethii de institutione musica, a cura di Giovanni Marzi. Roma: Istituto Italiano per la storia della musica, 1990. 476 p.
17. A. M. S. Boethius. Fundamentals of music. Translated, with introduction and notes by Calvin M. Bower. New Haven, London: Yale University Press, 1989. 205 pp.
18. Boethius. Fünf Bücher über die Musik. Aus der lateinischen in die deutsche Sprache übertragen von Otto Paul. Leipzig, 1872; Nachdruck Hildesheim: Georg Olms, 1985. 379 S.
19. Mediae latinitatis lexicon minus, composuit J. F. Niermeyer et al. Leiden: E. J. Brill, 1976. 1138 p