На пути к новым методам анализа тональной мелодии (песни Ф. Шуберта)

Аннотация

Статья посвящена разработке и практическому применению нового метода анализа мелодии, основанного на преобразовании и развитии теории Г. Шенкера. Редуцируя фактуру к строгому гармоническому четырехголосию и прослеживая за ним действие линий переднего, среднего и глубинного планов, автор статьи рассматривает мело­дию как особую линию, движущуюся между разными голосами и взаимодействую­щую с шенкерианскими линеарными ходами. Помимо этого, в статье предлагается новый способ отображения формы мелодии с помощью схем, сочетающих нотные и графические элементы; вводятся понятия «динамический треугольник», «мелодиче­ский амбитус», «твердая часть», отображающие движение мелодии в контексте лада.

Использованная литература

1. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии. Исследование. М.: Музыка, 1991. 320 с.

2. Власова Н. О. Генрих Шенкер и его аналитическая теория // Музыкально-теоретические системы 20 века. М.: Музиздат, 2011. С. 123–145.

3. Лагутина Е. В. Генрих Шенкер и его «Учение о гармонии»: дисс. … канд. иск. В 2 т. М., 2014. 258 с.; 267 c.

4. Лагутина Е. В. «Дух музыкальной техники» (1895) — первая публикация научной теории Х. Шенкера // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 2. С. 62–68.

5. Лагутина Е. В. Парадоксы «Учения о гармонии» Х. Шенкера: дипл. работа. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2010.

6. Мазель Л. А. О мелодии. М.: Госмузиздат, 1952. 300 с.

7. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. 262 с.

8. Плотников Б. Т. Монолог о практике содержательного анализа: уч. пособие для муз. вузов. Красноярск: КГАМиТ, 2005. 265 с.

9. Плотников Б. Т. Очерки и этюды по методологии музыкального анализа: уч. пособие. Красноярск: КГАМиТ, 2002. 290 с.

10. Плотников Б. Т. Практика анализа хоровой музыки. Красноярск: КГАМиТ, 2006. 174 с.

11. Стручалина Э. А. К проблеме гармонического новаторства Шуберта // Laudamus. К шестидесятилетию Юрия Николаевича Холопова. М.: Композитор, 1992. С. 262–272.

12. Стручалина Э. А. Роль гармонии в построении малой формы в песнях Шуберта // Актуальные проблемы ладогармонического мышления: Сб. трудов. Вып. 63 / ГМПИ им. Гнесиных. М., 1982. С. 156–166.

13. Холопов Ю. Н. Введение в музы кальную форму. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. 432 с.

14. Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М.: Композитор, 2006. 160 с.

15. Шенкер Х. Дух музыкальной техники / пер. Е. Лагутиной // Научный вестник московской консерватории. 2013. № 2. С. 69–82.

16. Шенкер Г. Свободное письмо. Новые музыкальные теории и фантазии III / пер. Б. Т. Плотникова. Красноярск, 2003. Т. I: текст. 152 с.; Т. II: нотн. примеры. 128 с.

17. Яворский Б. Л. Конструкция мелодического процесса // Беляева-Экземплярская С. Н., Яворский Б. Л. Структура мелодии / Труды Гос. акад. худ. наук. Вып. 3. М.: ГАХН, 1929. С. 7–36.

18. Forte A. Schenker’s Conception of Musical Structure // Journal of Music Theory. Vol. 3. 1959. No. 1. P. 1–30.

19. Komar A. The Music of “Dichterliebe”: the Whole and Its Parts // Robert Schumann. Dichterliebe / Ed. by A. Komar. N. Y. & L.: Chappell, 1971. P. 63–94 (Norton Critical Scores).

20. Salzer F. Structural Hearing: Tonal Coherence in Music: in 2 vols. N. Y.: Charles Boni, 1952. 283 p.; 349 p.

21. Schenker H. Neue musikalischen Theorien und Phantasien: III. Der freie Satz: Das erste
Lehrbuch der Musik: in 2 Bd. Wien: Universal-Edition, 1935. 240 S.; 119 S.