Новые инструментальные техники. Опыт классификации

Аннотация

В статье мы пытаемся рассмотреть феномен новых инструментальных техник (новых техник игры на инструментах), найти определение, позволяющее отличить новые техники от традиционных, предлагаем многомерную их классификацию, опирающуюся на не сколько аспектов: первоначальную классификацию инструментов, модификацию способа игры на них и получающийся звуковой результат. Для того, чтобы выбрать не обходимую нам универсальную классификацию инструментов, мы обращаемся к опыту органологов, создавших наиболее фундаментальные классификации: Хорнбостеля — Закса, А. Шеффнера, С. Манна и других. На их основе мы пробуем создать свою классификацию инструментов, стремящуюся к наибольшей строгости определений, наибольшей универсальности и в наибольшей степени отвечающей нашей задаче. Обращая внимание на модификацию нормативной техники игры, мы предлагаем классифицировать техники «по степени странности», «по радикальности». Наконец, говоря о получающемся звуке, мы предлагаем выделить не сколько основных типов звукового результата на основе акустических и психоакустических параметров. Таким образом, мы полагаем, что наша классификация новых инструментальных тех- ник рассматривает их одновременно с разных сторон и обладает универсальностью. Мы надеемся, что такая классификация может стать мощным инструментом для создания «элементарной теории тембровой музыки», которая позволила бы лучше изучить тембровые явления в музыке и выступить в качестве «нижнего яруса» анализа тембровой композиции (подобно фонетике в науке о языке). На нем, в свою очередь, могли бы основываться более высокие аналитические уровни, рассматривающие функциональность тембровых единиц.

Использованная литература

1. Алдошина И. А. Основы психоакустики: Цикл статей в 17 ч. Ч. 14: Тембр // Звукорежиссер. 2001. №№ 2, 3, 4.

2. Алдошина И. А., Приттс Р. Музы кальная акустика. СПб.: Композитор, 2006. 720 с.

3. Беленов Л. Д. Валторна. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. 320 с.

4. Бойкова В. П. «Расширенные» техники игры на виолончели в XX веке: опыт систематизации // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 176–201.

5. Вискова И. В. Гобой и фагот в XX веке. К вопросу о расширении возможностей язычковых деревянных духовых инструментов // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2 / отв. ред. Е. В. Назайкинский. М.: Московская гос. консерватория, 2003. С. 60–92.

6. Вискова И. В. Флейта: к анализу возможностей деревянных духовых инструментов // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 1 / отв. ред. Е. В. Назайкинский. М.: Московская гос. консерватория, 2003. С. 102–122.

7. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. Вып. 1 / под ред. Е. В. Назайкинского. М.: Музыка, 1970. С. 11–38.

8. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. М.: Либроком, 2011. 592 с.

9. Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре. М.: Советский композитор, 1982. 256 с.

10. Добротность // Физический энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 180.

11. Левин С. Духовые инструменты в истории музы кальной культуры. В 2 ч. Ч. 1. М.: Музыка, 1973. 263 с. Ч. 2. Л.: Музыка, 1983. 190 с.

12. Маклыгин А. Л. Фактурные формы сонорной музыки // Laudamus: cб. ст. к 60‑летию Ю. Н. Холопова / отв. ред. В. Ценова. М.: Композитор, 1992. С. 129–137.

13. Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. Выпуск I / ред. Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1964. 232 с.

14. Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки. Выпуск II / ред. Ю. А. Усов. М.: Музыка, 1966. 272 с.

15. Методика обучения игре на духовых инструментах. Статьи. Выпуск III / ред. Ю. А. Усов. М.: Музыка, 1971. 272 с.

16. Назайкинский Е. О динамических возможностях современного симфонического оркестра // Применение акустических методов исследования в музыкознании / ред. С. С. Скребков. М.: Музыка, 1964. С. 101–130.

17. Назайкинский Е., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании / ред. С. С. Скребков. М.: Музыка, 1964. С. 79–100.

18. Переверзева М. В. Инструмент-оркестр Дж. Кейджа // Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2 / отв. ред. Е. В. Назайкинский. М.: Московская гос. консерватория, 2003. С. 93–107.

19. Радвилович А. Приложение к учебнику М. И. Чулаки «Инструменты симфонического оркестра». СПб.: Композитор, 2006. 43 с.

20. Ренёва Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Булеза (на материале книги «Записки подмастерья»): дис. ... канд. искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2014. Т. I. 249 с. Т. II. 155 с.

21. Ренёва Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Булеза (на материале книги «Записки подмастерья»): автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М.: Московская гос. консерватория. М., 2014. 26 с.

22. Реформатский А. А. Введение в языковедение / ред. В. А. Виноградов. М.: Аспект-Пресс, 1996. 536 с.

23. Старчеус М. С. Слух музыканта. М.: Московская гос. консерватория, 2003. 640 с.

24. Танцов О. И. Новые приемы игры на кларнете: хрестоматия. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, кафедра современной музыки, б. г. На правах рукописи. 44 с.

25. Танцов О. И. Новые приемы игры на флейте. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011. 80 с.

26. Холопов Ю. Н. Об общих логических принципах современной гармонии [1972–1973] // Музыка и современность. Вып. 8. М.: Музыка, 1974. С. 229–277.

27. Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. 288 с.

28. Холопова В. Н. Феномен музыки. М.: Директ-Медиа, 2014. 378 с.

29. Artaud P.-Y. Flûte au présent / Present Day Flutes. P.: Gérard Billaudot éditeur, 1980. 130 p.

30. Backus J. Multiphonic Tones in the Woodwinds Instruments // The Journal of the Acoustical Society of America. Vol. 63 (1978). P. 591–599.

31. Bartolozzi B. Neue Klänge fur Holzblasinstrumente. Mainz: Schott, 1971. 78 S.

32. Benade A. Fundamentals of Musical Acoustics. N. Y.: Oxford University Press, 1976. P. 559–563.

33. Bok H., Wendel E. Nouvelles techniques de la clarinette basse. P.: Salabert, 1989. 94 p.

34. Boyden D. D. Col legno // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by S. Sadie, ex. ed. J. Tyrrell. L.; N. Y.: Macmillan, 2001. Vol. VI. P. 120.

35. Buchmann B. Die Spieltechnik des Akkordeon. The Techniques of Accordion Playing. Kassel: Bärenreiter, 2010. 121 S.

36. Campbell M., Greated C. The Musician’s Guide to Acoustics. Oxford University Press, 1998. 624 p.

37. Chominski J. M. Technika sonorystyczna jaco przedmiot systematycznego szkolenia [Сонористическая техника как предмет систематического анализа] // Muzyka. 1961. № 3. S. 3–10.

38. Chominski J. M. Z zagadnien techniki kompozytorskiej XX wieku [Вопросы композиторской техники XX в.] // Muzyka. 1956. № 3. S. 23–49.

39. Davies H. Instrumental Modifications and Extended Performance Techniques // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by S. Sadie; ex. ed. J. Tyrrell. L.; N. Y.: Macmillan, 2001. Vol. XII. P. 400–401.

40. Gallois P. The Techniques of Bassoon Playing. Kassel: Bärenreiter, 2009. 126 p., 2 CDs.

41. Garbarino G. Metodo per clarinetto / ed. B. Bartolozzi. Mainz: Schott, 1967. 84 p.

42. Gevaert F. A. Neue Instrumenten-Lehre. Ins Deutsche übersetzt von Dr. Hugo Riemann. P.; Brüssel: Lemoine & Fils, 1887 (Alleinvertrieb für Deutschland: Lpz.: Otto-Junne-Verlag, 1887). 345 S.

43. Hornbostel E. M. von, Sachs C. Systematik der Musikinstrumente // Zeitschrift für Ethnologie, 46. Berlin: Behrend & Co., 1914. S. 553–591. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/stream/zeitschriftfre46berluoft#page/552/mode/2up (дата обращения: 12.12.2015).

44. Howell T. The Avant-Garde Flute. Oakland: University of California Press, 1974. 290 p.

45. Instruments, classification of // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by S. Sadie; ex. ed. J. Tyrrell. L.; N. Y.: Macmillan, 2001. Vol. XII. P. 419–428.

46. Kartomi M. J. On Concepts and Classifications of Musical Instruments. Chikago; L.: University of Chicago Press, 1990. 329 p. (Chicago Studies in Ethnomusicology).

47. Kientzy D. Les sons multiples aux saxophones. P.: Edition Salabert, 1981. 80 p.

48. Kubik G., Cooke P. Lamellophone [lamellaphone] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by S. Sadie; ex. ed. J. Tyrrell. L.; N. Y.: Macmillan, 2001. Vol. XIV. P. 171–181.

49. Lachenmann H. Klangtypen der Neuen Musik // Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung. Schriften 1966–1995 / hrsg. und Vorwort von J. Häusler. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel Insel Verlag, 1996. S. 1–21.

50. Levine C., Mitropoulos-Bott C. The Techniques of Flute Playing II. Piccolo, Alto and Bass Flute. Kassel: Bärenreiter, 2004. 127 p., CD.

51. Levine C., Mitropoulos-Bott C. The Techniques of Flute Playing. Kassel: Bärenreiter, 2002. 143 p.

52. Mann S. Natural Interfaces for Musical Expression: Physiphones and a Physics-Based Organology // Proceeding of the 2007 Conference on New Interfaces for Musical Expression (NIME07). N. Y., 2007. P. 118–123.

53. Monosoff S. Pizzicato // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / ed. by S. Sadie; ex. ed. J. Tyrrell. L.; N. Y.: Macmillan, 2001. Vol. XIX. P. 822–823.

54. Netti G., Weiss M.. The Techniques of Saxophone Playing. Kassel: Bärenreiter, 2010. 188 p.

55. Nettl B. The Study of Ethnomusicology. Thirty-one Issues and Concepts. Urbana: University of Illinois Press, 2005. 582 p.

56. Penazzi S. Il fagotto. Altre techniche. Nuove fonti di espressione musicale. The Bassoon. Other Techniques. New Sources of Musical Expression. Milano: Edizioni Suvini Zerboni, 1982. 134 p., musicassetta.

57. Sakurai T. Ongaku gakkai bunrui-hoo saikoo [An Outline of a New Systematic Classification of Musical Instruments] // Ongaku-gaku. Vol. XXV (1979). P. 11–21.

58. Schaeffner A. Origine des instruments de musique: Introduction ethnologique à l’histoire de la musique instrumentale. Haye: Mouton & Company, 1968. 426 p.

59. Schumacher R. T. Ab Initio Calculations of the Oscillations of a Clarinet // The Journal of the Acoustical Society of America. Vol. 48 (1981). P. 71–85.

60. Sluchin B. Practical Introduction to Contemporary Trombone Techniques. 20th Century Trombone Excerpts. P.: Editions Musicales Européenes, 1995. 87 p.

61. Stockhausen K. ...how time passes... // Die Reihe. H. 3: musikalisches Handwerk (1957). S. 10–50.

62. Thompson D. Design Principles for Electronic Musical Instruments. MSc by Research. University of York, 2010. 190 p.

63. Veale P., Steffen-Mahnkopf C.-S., Motz W., Hummel T. The Techniques of Oboe Playing. Die Spieltechnik der Oboe. Kassel: Bärenreiter, 1994. 184 p.

64. Walter C. J. Mehrklänge auf dem Klavier: vom Phänomen zur mikrotonalen. Theorie und Praxis // Mikrotonalität — Praxis und Utopie / hrsg. von C. J. Walter, C. Paetzold. Mainz: Schott, 2014. S. 13–40.