Статья посвящена обработкам полифонических вокальных произведений для «несовершенных» (в плане полифонических возможностей) щипковых инструментов — 4-хорной гитары и цистры, в эпоху Возрождения. «Несовершенство» этих инструментов — относительно узкий диапазон и иные технические ограничения в полифонической игре (такие, как плектровая техника на цистре) — компенсировались их популярностью, приведшей к стремлению создать для них достойный репертуар на основе самых известных и излюбленных полифонических песен, а иногда и духовных произведений (мотетов). Авторы обработок идут разными путями в стремлении передать на гитаре или цистре сложное многогоголосие. Одни переносят голоса на октаву или сокращают их, не смущаясь возникающим неправильностям в гармонии и голосоведении (Ле Руа, Морле — в интабуляциях для гитары, Фалез и другие — для 4-хорной цистры), другие избирают для обработки более простые, 2-3-голосные модели (гитара: Горлье, отчасти Ле Руа), третьи не столько «интабулируют» полифонию вокального первоисточника, сколько глубоко ее перерабатывют, с тем, чтобы приспособить ее к инструменту без потери в качестве контрапунктического письма (Горлье, для гитары). К концу XVI века появляются также 6-хорные модели цистры (Каргель, Вирки), сравнимые по полифоническим возможностям с таким «совершенным» инструментом, как лютня.
1. Голдобин Д. Искусство интабуляции. Обработка вокальной полифонии в инструментальной музыке Возрождения и раннего Барокко. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 639 с.
2. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М.: Музыка, 1982. 253 с.
3. Brown H. M. Instrumental Music Printed Before 1600. A Bibliography. Cambridge (Mass.) & L.: Harvard Univ. Press, 1965; 20002. XII, 559 p.
4. Brown H. M. The Importance of Sixteenth-Century Intabulations // Proceedings of the International Lute Symposium, Utrecht 1986. Utrecht: STIMU, 1988. P. 1–29.
5. Brown H. M. The instrumentalist’s repertory in the 16th century // Le Concert des voix et des instruments à la Renaissance. P.: CNRS, 1995. P. 21–32.
6. Cerreto S. Della prattica musica vocale, e strumentale. Rist. anast. dell’ed.: Napoli: I. Carlino, 1601. Bologna: Forni, 20032. [VIII], 336 p. (Bibliotheca Musica Bononiensis, Sezione II, №30).
7. Gorlier S. Au lecteur advertissement sus la chanson qui s’ensuit // Le Troysieme livre contenant plusieurs Duos, et Trios, avec la bataille de Janequin a trois, nouvellement mis en tabulature de Guiterne P.: R. GranJon & M. Fezandat, 1551. F. 19v.
8. Griffiths J. Une Fantaisie de la Renaissance: an Introduction // Journal of the Lute Society of America. №23 (1990). P. 1–6.
9. Meucci R. De la «Guitare italienne» au «Chitarrone»: Une nouvelle interprétation // Le Joueur de Luth (Bulletin de la Société Française de Luth). Décembre 2007. P. 11–14 ; Mars 2008. P. 12–17.
10. Ness A. J. The Siena Lute Book and its Arrangements of Vocal and Instrumental part-Music // Proceedings of the International Lute Symposium, Utrecht 1986. Utrecht: STIMU, 1988. P. 30–49.
11. Scherr R. Questions concerning instrumental ensemble music in sacred contexts in the early 16th century // Le Concert des voix et des instruments à la Renaissance. P.: CNRS, 1995. P. 145–156.
12. Tyler J. The Early Guitar. A History and Handbook. L.: Oxford University Press, 1980. 176 p. 13. Vaccaro J.-M. La musique de luth en France au XVIe siècle. P.: CNRS, 1981. 488 p.