«Post scriptum» как модус композиторского высказывания

Аннотация

Как известно, post scriptum в эпистолярном жанре реализует возникшую у автора письма потребность договорить недосказанное адресату. В музыке семантика «договаривания» по ряду причин особенно интересно и многообразно проявила себя у композиторов ХХ века. Причем что и как именно «договаривается», может 
быть как вполне очевидным для слушателя, так и намеренно закамуфлированным. Правильное понимание авторских намерений, направленности творческого поиска 
композитора зависит от осмысления наших достаточно разнородных наблюдений, приблизительной систематизации которых и посвящена эта статья. Метафорой «договаривания» мы воспользуемся при обсуждении с культурологических позиций следующих феноменов современной музыкальной культуры: 

  • «договаривание» как намеренное, порой даже подчеркнуто манифестируемое доведение до логического предела некоей культурно-исторической традиции (так, структурализм середины ХХ века можно рассматривать как апогей одного из важнейших векторов развития европейской культуры — ratio);
  • «договаривание» как потребность, связанная с феноменом вытесненной культуры (культурологическая концепция, представляющая как коллизию ХХ века периоды прерванной эволюции художественной жизни; речь, в частности, идет о вынужденной паузе между первым и вторым европейским авангардом, а также о судьбе художников русского зарубежья, насильственно вырванных из естественного русла творческого развития);
  • «договаривание» ХIХ века в веке двадцатом как проблема соотношения понятий «постромантизм» и «неоромантизм», а также как особый пафос продления иссякающей традиции;
  • применительно к музыке второй половины ХХ века рассматриваются такие вопросы, как «договаривание своего» (феномен «структурных двойников» у Я. Ксенакиса, П. Булеза, С. Губайдулиной) и «договаривание чужого» (Э. Денисов, «договаривает» «Прерванную песнь» Л. Ноно, А. Веберн — ричеркар из «Музыкального приношения» И. С. Баха).
Использованная литература

1. Из записей Даниэля Генри Канвейлера о беседах с Пикассо / пер. с нем. Ю. И. Штейнбок // Пикассо: сборник статей о творчестве / ред. и автор вступ. статьи А. Владимирский. М.: Изд-во иностранной литературы, 1957. URL: http://www.picasso-pablo.ru/library/picasso-sbornik-statey-o-tvorchestve5.html (дата обращения: 08.05.2022).

2. Корсунская С. Феномен структурной модели в композиторском творчестве (опыт сравнительного анализа сочинений Л. Ноно и Э. Денисова) // Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / ред.-сост. В. Ценова. М.: Московская гос. консерватория, 1999. С. 422–432.

3. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.

4. Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М.: Московская гос. консерватория, 1992. 230 с.

5. Франс А. Преступление Сильвестра Бонара, академика / пер. с франц. Е. Ф. Корша. М.: Художественная литература, 1970. 161 с. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=9132 (дата обращения: 08.05.2022).

6. Boulez P., Gerzso A. Computers in Music // Scientific American. Vol. 258. No. 4 (April, 1988). P. 44–50. URL: https://www.jstor.org/stable/24989050 (дата обращения: 08.05.2022).

7. Grisey G. Ecrits ou L’invention de la musique spectrale. Paris: MF, 2008. 375 р.

8. Xenakis I. Formalized Music. Thought and Mathematics in Composition. Additional material com. and ed. by Sh. Kanach. Stuyvesant, NY: Pendragon Press, 1992. 387 p. (Harmonologia Series, No. 6).