Соната «Радуйся!» для скрипки и виолончели Софии Губайдулиной: диалог с философией Григория Сковороды

Аннотация

В статье прослеживается влияние философской концепции Г. Сковороды на замысел сочинения С. Губайдулиной. Рассматривается одна из важнейших идей философа — возможность человека обрести истинное счастье, открыв в своем сердце Бога — и ее переосмысление в творчестве композитора. Автор статьи показывает, как религиозно-философские идеи воплощаются в музыкальном тексте с помощью жанровых ассоциаций и развернутой системы музыкальной символики.

Использованная литература

1. Сковорода Г. Сочинения: в 2 т. Т. II / Сост., пер. и обр. И. В. Иванько и М. В. Кашубы. М.: Мысль, 1973. 488 с. («Философское наследие», Т. LVI).

2. Софронова Л. Три мира Григория Сковороды. М.: Индрик, 2002. 464 с.

3. Холопова В. Параметр экспрессии в музыкальном языке С. Губайдулиной // Музыка XX века. Московский форум: материалы международных научных конференций / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского, сб. 25. М.: Московская гос. консерватория, 1999. С. 153–160.

4. Холопова В. София Губайдулина. 3-е изд. М.: Композитор, 2011. 408 с.

5. Hötzenecker K. Das semantische Kompositionskonzept Sofia Gubaidulinas Sonate «Freue dich!» unter besonderer Berücksichtigung der Skizzen und der unveröffentlichten Erstfassung. Diplomarbeit. Wien, 2010. 141 S.