Зет Кальвизий. Мелопея (окончание)

Аннотация

Труд Зета Кальвизия «Мелопея» (1592) скромно подан автором как краткий учебник музыкальной — главным образом многоголосной — композиции. В действительности «Мелопея», состоящая из 21 главы с обширным Прологом, представляет собой памятник немецкой культуры XVI века, воздвигнутый гуманистом ренессансного толка, для которого история, классическая филология, математика, риторика и другие науки — составные части musica poetica в той же мере, что и практические наставления к сочинению музыки. Эта публикация включает издание полного оригинального текста «Мелопеи» и его перевод на русский язык, в том числе транскрипции более 150 авторских иллюстраций. Издание текста предваряет статья С. Н. Лебедева и А. М. Салтыковой «Мелопея Кальвизия в истории музыкальной науки», в которой дан систематический обзор научной и учебной проблематики в трактате, описаны бэкграунд автора и особенности его стиля, выделены основные преимущества и недостатки его учения.

Издание С. Н. Лебедева,
русский перевод, вступительная статья и комментарии
С. Н. Лебедева и А. М. Салтыковой

Благодарности

Искренне благодарим доктора искусствоведения Вячеслава Геннадьевича Цыпина за консультации по греческой лексике Кальвизия, в том числе и особенно — в контексте античной теории музыки, кандидата физико-математических наук Алексея Юрьевича Зубова — за разъяснения «музыкальной» математики Кальвизия и написанные по следам этих разъяснений комментарии, доцента филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Нину Александровну Алмазову — за помощь в толковании некоторых «темных» латинских мест.

Использованная литература

1. Брат Михаил. Диалог о музыке / новое издание и комментированный русский перевод С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. 2021. 
№ 1. С. 8–35. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2021.44.1.001. № 2. С. 8–33. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2021.45.2.001.

2. Гораций. Оды, эподы, сатиры, послания / редакция переводов, комментарии и вступительная статья М. Л. Гаспарова. М.: Художественная литература, 1970. 
480 с. 

3. Григорий Великий (Двоеслов), святитель. Правило пастырское, или О пастырскомъ служеніи / пер. с лат. Д. А. Подгурского. Киев: Тип. И. и А. Давиденко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872.

4. Кальвизий З. Мелопея / издание С. Н. Лебедева, пер. на рус. яз. и комментарии С. Н. Лебедева и А. М. Салтыковой // Научный вестник Московской консерватории. 2022. № 1. С. 26–93. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2022.48.1.01.

5. Лебедев С. Н. Послание Гвидо: Знакомый текст о незнакомом распеве // Научный вестник Московской консерватории. 2015. № 1. С. 120–145. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2015.20.1.08.

6. Лебедев С. Н., Салтыкова А. М. «Мелопея» Кальвизия в истории музыкальной науки // Научный вестник Московской консерватории. 2022. № 1. С. 9–25. https://doi.org/10.26176/mosconsv.2022.48.1.01.

7. Овидий. Элегии и малые поэмы / пер. с лат. М. Л. Гаспарова. М.: Художественная литература, 1973. 526 с.

8. Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки: сб. статей / сост. Ю. К. Евдокимова, В. В. Задерацкий, Т. Н. Ливанова. М.: Музыка, 1978. С. 127–157.

9. Calvisius S. Compendium musicae pro incipientibus conscriptum. [Ed. secunda]. Leipzig: Bartholomaeus Voigt, 1602.

10. Calvisius S. Exercitationes musicae duae. Quarum prior est, de modis musicis <...> Posterior, de initio et progressu musices <...>. Leipzig: Jacob Apel, 1600. 142 p.

11. Johnson Ch. The Accentus of the Latin Ancient Grammarians // Transactions and Proceedings of the American Philological Association. Vol. 35 (1904). P. 65–76.

12. Liber usualis. Tournai: Society of St. John the Evangelist, 1950. 1921 p.

13. Zarlino G. Le istitutioni harmoniche. [Ed. prima]. Venezia, 1558. 347 p.

14. Zarlino G. Le istitutioni harmoniche. [Ed. tertia]. Venezia: Francesco de’ Franceschi, 1589. 448 p.