В статье ставится проблема взаимодействия двух видов искусств — музыки и живо писи — на основе программно сти музыкального произведения. Приводятся примеры такого взаимодействия (конкретные произведения изобразительного искусства либо жанры — картина, портрет, эскиз, фигурирующие в качестве названий музыкального сочинения).
В качестве предмета анализа предложена пьеса Николая Корндорфа для малого симфонического оркестра «Улыбка Мод Льюис». Импульсом к ее созданию для композитора послужили живописное искусство и судьба канадской художницы. Несмотря на тяжелую болезнь, которой Мод Льюис страдала с раннего детства, она не потеряла светлого взгляда на мир и доброты (отсюда название «Улыбка…»). Как и картины художницы, музыка Корндорфа сияет яркими солнечными красками и полна не омраченной радости жизни. Музыкальный тематизм очень про стой — наподобие детской песенки (ведь и Мод Льюис рисовала в стиле народного примитивизма). Свободно трактованная техника минимализма, которой часто пользуется Корндорф (в комплексе с другими видами композиционных техник), тоже соответствует образному строю музыки.
«Улыбка Мод Льюис» — одно из самых светлых произведений композитора, и типичный для драматургии его сочинений спад в конце подобен «остановленному прекрасному мгновенью».
- Корндорф Н. Я безусловно ощущаю себя русским композитором // Музыкальная академия. 2002. № 2. С. 52–72.
- Купровская Е. Прикасаясь к тайне. Пауль Клее и композиторы XX века. М.: Музиздат, 2010. 140 с.
- Цареградская Т. Музыкальный жест в пространстве современной композиции: Монография. М.: Композитор, 2018. 362 с.
- Rexroth T. Sonnenaufgang. Der russische Komponist Nikolai Korndorf (1947–2001) // Musik Texte. 91 (November 2001). S. 15–20.