К истории преподавания музыкально-теоретических дисциплин в Московской консерватории

Аннотация

Статья посвящена истории преподавания теоретических дисциплин в России, от открытия консерваторий до наших дней. Основной вопрос, поставленный в статье: соотношение традиций и новаторства в обучении теоретическим предметам в конце XIX — XX в. Также рассматриваются важнейшие методологические принципы, формировавшиеся на протяжении целого столетия: принцип историзма, принцип комплексности дисциплин, их практическая направленность. Одновременно развивалась и музыкально-теоретическая научная школа, о которой также идет речь в статье. Важнейшие научные и методические принципы закладывались такими выдающимися учеными и педагогами, как С. И. Танеев, Г. Л. Катуар, И. В. Способин, Ю. Н. Холопов, и находят продолжение в деятельности их последователей.

Использованная литература

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М.: Музсектор, 1930. 190 с.
2. Беляев В. М. Мусоргский, Скрябин, Стравинский. М.: Музыка, 1972. 125 с.
3. Берченко Р. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика, 2005. 371 с.
4. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.
5. Бобылев Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1992. 164 с.
6. Бусслер Л. Практический учебник гармонии в пятидесяти четырех задачах с многочисленными образцами, примерами для упражнения и отрывками классических произведений, напечатанными в тексте для преподавания и самообучения (перевод А. Бернгарда). СПб.: Бессель, 1887. 158 с.
7. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000 [1925]. 416 с.
8. Ганслик Э. О музыкально прекрасном. М.: Юргенсон, 1895 (ориг. 1854). 181 с.
9. Гарбузов Н. А. Теория многоосновности ладов и созвучий: в 2 ч. М.: Музгиз. Ч. I. 1928. 192 с. Ч. II. 1932. 168 с.
10. Гунке И. Краткое руководство к изучению гармонии. М.: Юргенсон, 1852. 59 с.
11. Ипполитов-Иванов М. М. Учение об аккордах, их построение и разрешение. М.: Юргенсон, 1897. 173 с.
12. Конюс Г. Э. Критика традиционной теории в области музыкальной формы. С 32-мя нотными примерами и графическими схемами. М.: Музгиз, 1932. 26 с.
13. Конюс Г. Э. Метротектоническое решение проблемы музыкальной формы (конспект музыкально-научного исследования) // Конюс Г. Э. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Музыка, 1965. С. 87–96.
14. Корабельникова Л. З. Новые материалы о Танееве // Советская музыка, 1959. № 9. С. 70–73.
15. Ломтев Д. Г. Немецкие музыканты в России. М.: ПРЕСТ, 1999. 207 с.
16. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. — М.: Правда, 1990. С. 195–390.
17. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки. Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям музыкального образования (перевод А. Фаминцына). М.: Юргенсон, 1872 (ориг. 1839). 427 с.
18. Мельгунов Ю. Н. Элементарный учебник музыкальной ритмики // Материалы по музыкальной ритмике. Труд музыкально-этнографической комиссии. Т. III. Вып. 1. М.: Юргенсон, 1907. 131 с.
19. Московская консерватория 1866–1966. М.: Музыка, 1966. 725 с.
20. Мясоедов А. Н. Гармония. Учебник для регентов. М.: ПСТГУ, 2002. 739 с.
21. Мясоедов А. Н. Традиции Чайковского в преподавании гармонии. М.: Музыка, 1972. 80 с.
22. Оголевец А. С. Основы гармонического языка. М.–Л.: Музгиз, 1941. 971 с.
23. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. 722 с.
24. Праут Э. Музыкальная форма. М.: Юргенсон, 1891. 208 с.
25. Программы специальных дисциплин теоретико-композиторского факультета консерваторий. М.–Л.: Искусство, 1946. 150 с.
26. Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах. Лейпциг, М.: Юргенсон, 1898 (ориг. 1887). 243 с.
27. Римский-Корсаков Н. А. О музыкальном образовании // Римский-Корсаков Н. Полное собрание сочинений. Т. II. М., Музыка, 1963. С. 175–212.
28. Рихтер Э. Ф. Э. Учебник гармонии (перевод А. Фаминцына). СПб.: К. Риккер, 1868 (ориг. 1853). 202 с.
29. Рудольф Л. М. Гармония (практический курс). Баку: Азернешр, Учебно-педагогический отдел, 1939. 182 с.
30. Синьковская Н. Н., Мюллер Т. Ф. И. В. Способин в Московской консерватории // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М.: Музыка, 1967. С. 207–221.
31. Степанов А. А. Методика преподавания гармонии. М., 1984. С. 88.
32. С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия. М.: Музыка, 1967. 164 с.
33. С. И. Танеев. Материалы и документы. Т. I. М.: АН СССР, Ин-т истории искусств, 1952. 353 с.
34. Танеев С. И. Дневники. Т. I. М.: Музыка, 1982. 333 с.
35. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. I. Основные проблемы гармонии. Л.: Музгиз, 1937. 191 с.
36. Филиппов Б. А. История Нового времени. Курс лекций. Ч. II. М.: ПСТГУ, 2002. 139 с.
37. Холопов Ю. Н. Форма музыкальная // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 581–583.
38. Холопов Ю. Н. Современные задачи. О музыкально-теоретическом образовании композиторов // Советская музыка. 1982. № 2 [статья написана в 1978 году]. С. 72–77.
39. Холопов Ю. Н. Об одном принципе школы И. В. Способина // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М.: Мухыка, 1967. С. 69–79.
40. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. 511 с.
41. Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс: в 2 ч. М.: Издательский дом «Композитор», 2003. 469, 623 с.
42. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2006. 431 с.
43. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т.III. М.: Музгиз, 1936. 682 с.
44. Шкапа Е. А. Теория метротектонизма Георгия Эдуардовича Конюса: ее место в истории музыкальной науки и возможности применения: дис. … канд. искусствоведения. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2006. 277 с.
45. Dahlhaus C. Ästhetik und Musiktheorie // Die Musiktheorie im 18. und 19. Jahrhundert / Geschichte der Musiktheorie. Bd. 10. Darmstadt: Wissentschaftliche Buchgesellschaft, 1984. S. 64–101.
46. Dahlhaus C. Die Musiktheorie im 18. und 19. Jahrhundert // Geschichte der Musiktheorie. B. II. Darmstadt: Wissentschaftliche Buchgesellschaft, 1989. 290 S.
47. Gevaert F. Traité d’Harmonie. Théorique et Pratique. Paris–Bruxelles: Lemoine, 1907. 339 p.
48. Leichtentritt H. Musicalische Formlehre. Leipzig: Breitkopf u. Härtel, 1911. XVIII, 464 S.
49. Louis R., Thuille L. Aufgaben für den Unterricht in der Harmonielehre. Stuttgart: C. Grüninger, o./J. 426 S.
50. Marx A.B. Die Lehre von der musikalischen Komposition, praktisch-theoretisch. In 4 Bd. Leipzig: Breitkopf u. Härtel. Bd. I. 1837. 507 S.; Bd. II. 1838. 608 S.; Bd. III. 1845. 578 S.; Bd. IV. 1847. 620 S.
51. Moore R. The Decline of Improvisation in Western Art Music: An Interpretation of Change // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. Vol. 23. No. 1 (Jun., 1992). Р. 61–84.
52. Weigl B. Harmonielehre. Meinz: Schott, 1925. 527 S.
53. Werker W. Studien über die Symmetrie im Bau der Fugen und motivische Zusammengehörigkeit der Präludien und Fugen des «Wohltemperierten Klaviers» von Johann Sebastian Bach. Leipzig: Breitkopf u. Härtel, 1922. 356 S.
54. Westphal R. Allgemeine Theorie der musikalischen Rhytmik seit J. S. Bach. Leipzig: Breitkopf u. Härtel, 1880. LXXXII, 298 S.