On the History of Teaching Music Theory at Moscow Conservatory

Abstract

The paper describes the history of teaching music theory in Russia, from the opening of the first conservatories till now. The main problem analyzed in the paper is the balance of traditions and innovations in teaching theoretical subjects in the late 19th and then in the 20th century. The key methodological principles formed over the century are also considered: they include historicism, integrated educational subjects, and practical orientation. In addition, the paper describes the scientific school in music theory that was developed at the same time. The underlying scientific and methodological principles are based on the works of outstanding scientists and educators, such as Taneyev, Catoire, Sposobin, and Kholopov, and pursued further by their followers.

References

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М.: Музсектор, 1930. 190 с.
2. Беляев В. М. Мусоргский, Скрябин, Стравинский. М.: Музыка, 1972. 125 с.
3. Берченко Р. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Классика, 2005. 371 с.
4. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.
5. Бобылев Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1992. 164 с.
6. Бусслер Л. Практический учебник гармонии в пятидесяти четырех задачах с многочисленными образцами, примерами для упражнения и отрывками классических произведений, напечатанными в тексте для преподавания и самообучения (перевод А. Бернгарда). СПб.: Бессель, 1887. 158 с.
7. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000 [1925]. 416 с.
8. Ганслик Э. О музыкально прекрасном. М.: Юргенсон, 1895 (ориг. 1854). 181 с.
9. Гарбузов Н. А. Теория многоосновности ладов и созвучий: в 2 ч. М.: Музгиз. Ч. I. 1928. 192 с. Ч. II. 1932. 168 с.
10. Гунке И. Краткое руководство к изучению гармонии. М.: Юргенсон, 1852. 59 с.
11. Ипполитов-Иванов М. М. Учение об аккордах, их построение и разрешение. М.: Юргенсон, 1897. 173 с.
12. Конюс Г. Э. Критика традиционной теории в области музыкальной формы. С 32-мя нотными примерами и графическими схемами. М.: Музгиз, 1932. 26 с.
13. Конюс Г. Э. Метротектоническое решение проблемы музыкальной формы (конспект музыкально-научного исследования) // Конюс Г. Э. Статьи, материалы, воспоминания. М.: Музыка, 1965. С. 87–96.
14. Корабельникова Л. З. Новые материалы о Танееве // Советская музыка. 1959. № 9. С. 70–73.
15. Ломтев Д. Г. Немецкие музыканты в России. М.: ПРЕСТ, 1999. 207 с.
16. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 195–390.
17. Маркс А. Б. Всеобщий учебник музыки. Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям музыкального образования (перевод А. Фаминцына). М.: Юргенсон, 1872 (ориг. 1839). 427 с.
18. Мельгунов Ю. Н. Элементарный учебник музыкальной ритмики // Материалы по музыкальной ритмике. Труд музыкально-этнографической комиссии. Т. III. Вып. 1. М.: Юргенсон, 1907. 131 с.
19. Московская консерватория 1866–1966. М.: Музыка, 1966. 725 с.
20. Мясоедов А. Н. Гармония. Учебник для регентов. М.: ПСТГУ, 2002. 739 с.
21. Мясоедов А. Н. Традиции Чайковского в преподавании гармонии. М.: Музыка, 1972. 80 с.
22. Оголевец А. С. Основы гармонического языка. М.–Л.: Музгиз, 1941. 971 с.
23. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: Музгиз, 1956. 722 с.
24. Праут Э. Музыкальная форма. М.: Юргенсон, 1891. 208 с.
25. Программы специальных дисциплин теоретико-композиторского факультета консерваторий. М.–Л.: Искусство, 1946. 150 с.
26. Риман Г. Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах. Лейпциг, М.: Юргенсон, 1898 (ориг. 1887). 243 с.
27. Римский-Корсаков Н. А. О музыкальном образовании // Римский-Корсаков Н. Полное собрание сочинений. Т. II. М., Музыка, 1963. С. 175–212.
28. Рихтер Э. Ф. Э. Учебник гармонии (перевод А. Фаминцына). СПб.: К. Риккер, 1868 (ориг. 1853). 202 с.
29. Рудольф Л. М. Гармония (практический курс). Баку: Азернешр, Учебно-педагогический отдел, 1939. 182 с.
30. Синьковская Н. Н., Мюллер Т. Ф. И. В. Способин в Московской консерватории // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М.: Музыка, 1967. С. 207–221.
31. Степанов А. А. Методика преподавания гармонии. М., 1984. С. 88.
32. С. И. Танеев. Из научно-педагогического наследия. М.: Музыка, 1967. 164 с.
33. С. И. Танеев. Материалы и документы. Т. I. М.: АН СССР, Ин-т истории искусств, 1952. 353 с.
34. Танеев С. И. Дневники. Т. I. М.: Музыка, 1982. 333 с.
35. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. I. Основные проблемы гармонии. Л.: Музгиз, 1937. 191 с.
36. Филиппов Б. А. История Нового времени. Курс лекций. Ч. II. М.: ПСТГУ, 2002. 139 с.
37. Холопов Ю. Н. Форма музыкальная // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 581–583.
38. Холопов Ю. Н. Современные задачи. О музыкально-теоретическом образовании композиторов // Советская музыка. 1982. № 2 [статья написана в 1978 году]. С. 72–77.
39. Холопов Ю. Н. Об одном принципе школы И. В. Способина // И. В. Способин. Музыкант. Педагог. Ученый. М.: Мухыка, 1967. С. 69–79.
40. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. 511 с.
41. Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс: в 2 ч. М.: Издательский дом «Композитор», 2003. 469, 623 с.
42. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2006. 431 с.
43. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т.III. М.: Музгиз, 1936. 682 с.
44. Шкапа Е. А. Теория метротектонизма Георгия Эдуардовича Конюса: ее место в истории музыкальной науки и возможности применения: дис. … канд. искусствоведения. М.: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2006. 277 с.
45. Dahlhaus C. Ästhetik und Musiktheorie // Die Musiktheorie im 18. und 19. Jahrhundert / Geschichte der Musiktheorie. Bd. 10. Darmstadt: Wissentschaftliche Buchgesellschaft, 1984. S. 64–101.
46. Dahlhaus C. Die Musiktheorie im 18. und 19. Jahrhundert // Geschichte der Musiktheorie. B. II. Darmstadt: Wissentschaftliche Buchgesellschaft, 1989. 290 S.
47. Gevaert F. Traité d’Harmonie. Théorique et Pratique. Paris–Bruxelles: Lemoine, 1907. 339 p.
48. Leichtentritt H. Musicalische Formlehre. Leipzig: Breitkopf u. Härtel, 1911. XVIII, 464 S.
49. Louis R., Thuille L. Aufgaben für den Unterricht in der Harmonielehre. Stuttgart: C. Grüninger, o./J. 426 S.
50. Marx A.B. Die Lehre von der musikalischen Komposition, praktisch-theoretisch. In 4 Bd. Leipzig: Breitkopf u. Härtel. Bd. I. 1837. 507 S.; Bd. II. 1838. 608 S.; Bd. III. 1845. 578 S.; Bd. IV. 1847. 620 S.
51. Moore R. The Decline of Improvisation in Western Art Music: An Interpretation of Change // International Review of the Aesthetics and Sociology of Music. Vol. 23. No. 1 (Jun., 1992). Р. 61–84.
52. Weigl B. Harmonielehre. Meinz: Schott, 1925. 527 S.
53. Werker W. Studien über die Symmetrie im Bau der Fugen und motivische Zusammengehörigkeit der Präludien und Fugen des «Wohltemperierten Klaviers» von Johann Sebastian Bach. Leipzig: Breitkopf u. Härtel, 1922. 356 S.
54. Westphal R. Allgemeine Theorie der musikalischen Rhytmik seit J. S. Bach. Leipzig: Breitkopf u. Härtel, 1880. LXXXII, 298 S.