Публикация представляет собой первый из двух очерков, посвященных трактовке евангельского рассказа о Рождестве (Лк. 2:1, 3–21; Мф. 2:1–12) в «Истории Рождества» Х. Шютца и в «Рождественской оратории» И. С. Баха. При общности подхода к пониманию библейского текста в согласии с лютеранским вероисповеданием, благочестивые размышления двух композиторов над образом родившегося Христа развертываются в разных направлениях. Шютц характеризует библейских персонажей на манер оперных героев. В интермедиях, являющихся их прямой речью, композитор обращается со словами Евангелий как с текстами либретто. В то же время, его музыка чутко откликается на все детали рассказов Луки и Матфея; непохожесть этих историй помогает Шютцу передать глубинную суть событий. Явление в мир Христа приводит в движение множество людей, и для каждого из них Рождество имеет свой смысл. Эмоциональную атмосферу Праздника у Шютца определяют, однако, не они, а Сам мирно почивающий Младенец — главный герой сочинения.
1. Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). М.: Московская гос. консерватория, 1997. 571 с.
2. Новичкова В. Н. Западноевропейская литургическая драма XVII–XVIII вв.: поэтика и стилистика: дипл. раб. М.: МГК, 2008. 174 с.
3. Чистяков Г. П. Над строками Нового Завета. М.: Истина и Жизнь, 2000. 340 с.
4. Hofmann K. Zwei Abhandlung zur «Weihnachtshistorie» von Heinrich Schütz // Musik und Kirche. Jg. 40 (1970). H. 5. S. 325–30. Musik und Kirche. Jg. 41 (1971). H. 1. S. 15–20.
5. Johnson L. Heinrich Schütz’s Weihnachtshistorie: Trombones for the Three Kings? D.M.A., The University of Arizona, 2006. 114 p.
6. Linfield E. A New Look at the Sources of Schütz’s Christmas History // Schütz-Jahrbuch 4–5 (1982–83). S. 19–38.
7. Massenkeil G. Die heiligen Drei Könige in der Musik // Festschrift für Winfried Kirsch zum 65. Geburtstag / hrsg. von P. Ackermann, U. Kienzle und A. Nowak. Tutzing, 1996. (Frankfurter Beiträge zur Misikwissenschaft 24). S. 21–33.
8. Massenkeil G. Oratorium und Passion. Teil 1. Laaber: Laaber-Verlag, 1998. 328 S. (Handbuch der musikalischen Gattungen, B. 10, 1; hrsg. von S. Mauser).
9. Smither H. E. A History of the Oratorio. 4 Vols. Vol. II. The Oratorio in the Baroque Era: Protestant Germany and England. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1977. 393 p.
10. Schütz H. [Dem gönstigen Leser…] // Heinrich Schütz. Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Bd. 1. Historia der Geburt Jesu Christi (hrsg. von Schöneich F.). Kassel: Bärenreiter-Verlag, 1955.
11. Walther J. G. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec <...>. Leipzig, 1732. 724 S.