Данная статья представляет собой попытку критического обзора ключевых концепционных представлений о творчестве одного из крупнейших музыкантов второй половины XV века — Й. Окегема. Трудами исследователей XIX–XX веков были сформулированы, по крайней мере, три отличных друг от друга представления о музыке этого мастера, ее эстетических предпосылках. Исторически более ранним является образ мастера контрапункта, любителя сложнейших технических «кунштюков» (И. Форкель, Дж. Баини, Р. Кизеветтер, многие отечественные исследования рубежа XIX – начала XX века). В 1930-е годы появился новый взгляд на Окегема, в котором акцентировалась мистическая сторона его музыки, ее кажущаяся «иррациональность» (Г. Бесселер, П. Г. Ланг, Р. Штефан, М. Букофцер, Э. Ловинский). Наконец, в 1960-е годы появился ряд исследований, посвященных числовому анализу и символике музыки Окегема (труды В. Элдерса, М. Хенце и др.). В настоящее время наблюдается попытка объединить все противоречивые линии, создать некий единый, цельный образ мастера. Ныне отдельные лики мыслятся неразрывно переплетенными в сложном многоголосии образа Окегема — одновременно строгого рационалиста и глубочайшего мистика (Л. Бернстайн).
1. Баранова Т. Б. Музыка в системе искусств (от Ренессанса к Барокко) // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения: материалы музыковедческого конгресса / сост. Т. Баранова. М., 1989. С. 56–75.
2. Грубер Р. И. История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI века. В 2 т. Т. I, ч. 2. М., Л.: Государственное музыкальное издательство, 1941. 508 с.
3. Кассирер Э. Индивид и Космос в философии Возрождения // Э. Кассирер. Избранное. Индивид и Космос / Пер. с нем. А. Г. Гаджикурбанова. М., СПб.: Университетская книга, 2000. С. 7–206. (Книга света)
4. Кузанский Н. Об ученом незнании // Н. Кузанский. Сочинения в 2 томах. Том I. М.: Мысль, 1979. C. 47–184.
5. Ливанова Т. Н. Нидерландская музыкальная школа и проблема Возрождения // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII веков: сб. статей / Отв. ред. Б. Р. Виппер и Т. Н. Ливанова. М.: Наука, 1966. С. 161–177.
6. Размадзе А. С. Очерки истории музыки от древнейших времен до половины XIX века: составл. по лекциям, читанным автором в Московской Консерватории. В 4 ч. Ч. II. Музыка Западной Европы до развития оперного стиля. М.: А. Г. Кольчугин, 1888. 184 с.
7. Саккетти Л. Очерк всеобщей истории музыки. СПб., М.: В. Бессель и К°, 1912. 400 с.
8. Улыбышев А. Д. Новая биография Моцарта. В 3 т. / Пер. с фр. М. Чайковского. Т. II. М.: П. Юргенсон, 1891. 195 с.
9. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Пер. с нидерланд. Д. В. Сильвестрова. М.: Айрис-пресс, 2004. 544 с.
10. Atlas A. Gematria, Marriage Numbers, and Golden Sections in Dufay’s «Resvellies vous» // Acta Musicologica. Vol. 59. Fasc. 2 (1987, May – Aug.). P. 111–126.
11. Baini G. Memorie storico-critiche della vita e delle opere di Giovanni Pierluigi da Palestrina. 2 Vols. Roma: Società Tipográfi ca, 1828. 439 р.
12. Bernstein L. F. Ockeghem the Mystic: a German Interpretation of the 1920s // Johannes Ocke ghem: actes du XLe Colloque international d’études humanists. Tours, 3–8 février 1997 / P. Vendrix (ed.). P.: Klincksieck, 1998. P. 811–841.
13. Besseler H. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam: Athenaion, 1931. 337 S.
14. Bukofzer M. Caput: A Liturgico-Musical Study // M. F. Bukofzer. Studies in Medieval and Renaissance Music. N. Y.: Norton, 1950. P. 217–315.
15. Černy J. Struktur, Zahl und Symbol in den Kompositionen von Johannes Ockeghem // Musica Antiqua. Vol. 1. No. 1. Bydgoszcz, 1983. S. 3–9.
16. Elders W. Studien zur Symbolik in der Musik der alten Niederländer. Bilthoven: A. B. Creyghton, 1968. 227 S.
17. Forkel J. N. Allgemeine Geschichte der Musik: in 2 Bde. Bd. II. Lpz.: Schwickert, 1801. 776 S.
18. Henze M. Studien zu den Messenkompositionen Johannes Ockeghems. Berlin: Merseburger, 1968. 260 S.
19. Kiesewetter R. G. Geschichte der europäisch-abendländischen oder unsrer heutigen Musik-Darstellung ihres Ursprunges, ihres Wachsthumes und ihrer Stufenweisen Entwickelung von dem ersten Jahrhundert des Christenthumes bis auf unsre Zeit. Lpz.: Breitkopf und Härtel, 1834.
20. Kirkwood G. Kings, Confessors, Cantors and Archippelano: Ockeghem and the Gerson Circle at St-Martin of Tours // Johannes Ockeghem: actes du XLe Colloque international d’études humanists. Tours, 3–8 février 1997 / P. Vendrix (ed.). P.: Klincksieck, 1998. P. 101–137.
21. Lang P. H. Music in Western Civilization. N. Y.: Norton, 1941. 1107 p.
22. Lang P. H. The so-called Netherlands Schools // Musical Quarterly. Vol. XXV. Issue 1 (1939, January). P. 48–59.
23. Lowinsky E. Ockeghem’s Canon for Thirty-Six Voices: An Essay in Musical Iconography // Music in the Culture of the Renaissance and Other Essays / ed. by B. Blackburn. Chicago: University of Chicago Press, 1989. P. 278–288.
24. Lowinsky E. Secret Chromatic Art in the Netherlands Motet / transl. by C. Buchman. N. Y.: Columbia University Press, 1946. 191 p.
25. Panofsky E. Early Nederlandish painting, its origins and character. 2 Vols. Vol. 1. Cambridge: Harvard University Press, 1953. 573 p.
26. Perkins L. L. Ockeghem, Jean de // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: 29 vols. Vol. XVIII / ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. P. 312–326.
27. Robertson A. W. Guillaume de Machaut and Reims: Context and Meaning in his Musical Works. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. xx + 456 p.
28. Strohm R. The Rise of European Music (1380–1500). Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 720 p. 29. Wright C. Dufay’s Nuper rosarum fl ores, King Solomon’s Temple, and the Veneration of the Virgin // Journal of the American Musicological Society. Vol. 47. Issue 3 (1994, Autumn). P. 395–441. 30. Wright C. The Maze and the Warrior: symbols in architecture, theology, and music. Cambridge: Harvard University Press, 2001. 351 p