«Античные» музыкальные инструменты в интермедиях на свадьбу Козимо I де Медичи и Элеоноры Толедской (1539)

Аннотация

В ренессансном театре античные музыкальные инструменты встречались столь же часто, как и в изобразительном искусстве того времени. Сценический облик мифологических и аллегорических персонажей должен был соответствовать требованиям иконографии, и постановщики следовали этим правилам. В статье рассматривается, как сведения из античных источников воздействовали на изображение античных музыкальных инструментов в интермедиях Дж. Б. Строцци Старшего (1504–1571), исполненных с комедией А. Ланди «Удобный случай» в честь бракосочетания Козимо I де Медичи и Элеоноры Толедской. Статья дополняется публикацией фрагментов из отчета П. Ф. Джамбуллари «Украшения и празднества, устроенные на свадьбу синьора герцога Флоренции и герцогини, супруги его, со стихами, мадригалами, комедией и интермедиями» (в переводе на русский язык, выполненном автором статьи), в которых подробно описываются интермедии Строцци.

Использованная литература

1. Боккаччо Дж. Декамерон / Перевод с итал. Н. Любимова; Вступит. статья Б. Пуришева; Примеч. Н. Томашевского. М.: Правда, 1989. 752 с.

2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5 т. / Под ред. А. Г. Габричевского. Т. IV. М.: «Издательство Астрель», «Издательство ACT», 2001. 624 с.

3. Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида / Перевод с лат. С. Шервинского, В. Брюсова; Вступит. статья С. Шервинского. М.: «Издательство ACT», Харьков: «Фолио», 2000. 510 с. (Библиотека античной литературы).

4. Гомер. Одиссея / Перевод с древнегреч. В. В. Вересаева. М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1953. 320 с.

5. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. 6-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 2000. С. 328.

6. Книга Катулла Веронского / Предисл. В. А. Сосноры, переводы А. Пиотровского, С. Шервинского, В. Сосноры, В. Черниговского, А. Парина, С. Ошерова, В. Орла, Я. Голосовкера, С. Апта. М.: Книга, 1991. 286 с.

7. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки / Пер. с итал. М. В. Кондратьевой и З. Б. Подкопаевой, ред. и комментарий В. Н. Терновского. М.: Наука, 1965. 586 с. (Классики науки).

8. Литвинова Ю. А. Гуманистическая концепция интермедий 1518 года: музыка и магия // Старинная музыка. 2009. № 3 (45). С. 13–16.

9. Литвинова Ю. А. Интермедии «da Principi»: семь правил Джованбаттиста Строцци младшего // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 74–105.

10. Литвинова Ю. А. Флорентийские интермедии XVI века и традиции античной поэтики // Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. Вып. 1. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2008. С. 138–160.

11. Лосев А. Ф. Сирены // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. 2-е изд. Т. II. М.: Советская энциклопедия, 1988. 719 с.

12. Музыкальные инструменты. Энциклопедия / Под ред. М. В. Есиповой. М.: «Дека-BC», 2008. 786 с.

13. Овидий Публий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. с лат. С. Шервинского, вступит. статья С. А. Ошерова. М.: Художественная литература, 1983. 512 с.

14. Поспелова Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса с приложением полного русского перевода оных. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 712 с.

15. Сапонов М. А. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного Средневековья. М.: Прест, 1996. VIII, 360 c.

16. [Aaron, Pietro]. Toscanello in musica di messer Piero Aron fiorentino del ordine hierosolimitano et canonico in Rimini nuovamente stampato con laggiunta da lui fatta et con diligentia corretto. Vinegia: per Bernardino & maestro Matheo de Vitali venetiani, el di 5. Iulii, 1529. [63] f.

17. Ariosto L. Orlando furioso. 3 vol. / A cura di Elio Vittorini. Vol. III. Torino: Giulio Einaudi editore, 1950. 598 p.

18. [Baldini, Baccio]. Discorso sopra la Mascherata della Geneologia degl’Iddei de’ Gentili mandata fuori dall’Illustrissimo et Eccellentiss. S. Duca di Firenze, & Siena il giorno 21 di Febbraio M.D.LXV. In Firenze: appresso i Giunti, 1566. 132 [в действительности 124], [4] p.

19. Balet comique de la Royne, faict aux nopces de Monsieur le Duc de Joyeuse & Madamoyselle de Vaudemont sa soeur. Par Baltasar de Beaujoyeulx, valet de chambre du Roy, & de la Royne sa mere. A Paris: par Adrian Le Roy, Robert Ballard, & Mamert Patisson, Imprimeurs du Roy, 1582. [8], 75, [1] f.

20. Le balet comique de la royne, 1581 / Translated by Carol and Lander MacClintock. The music transcribed by Carol MacClintock. [s.l.]: American Institute of Musicology, 1971. 112 p. (Musicological studies and documents; 25).

21. [Boccaccio, Giovanni]. Geneologia de gli Dei. I quindeci libri di M. Giovanni Boccaccio sopra la origine et discendenza di tutti gli Dei de’ gentili, con la spositione & sensi allegorici delle favole, & con la dichiaratione dell’historie appartenenti a detta materia. Tradotti et adornati per messer Giuseppe Betussi da Bassano. Aggiuntavi la vita del Boccaccio con le tavole d’i capi & di tutte le cose degne di memoria, che nella presente fatica si contengono. In Venezia: per Comino da Trino di Monferrato, 1547. [8], 286, [18] f.

22. Boccaccio G. Genealogie deorum gentilium libri. 2 vol. / A cura di Vincenzo Romano. Bari: G. Laterza, 1951. Vol. I. 431 p. Vol. II. 433–908 p. URL: http://www.bibliotecaitaliana.it/xtf/ view?docId=bibit000673/bibit000673.xml (дата обращения: 4.06.2011).

23. Boydell B. R. Crumhorn // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2nd edition. 29 vols. / Ed. by S. Sadie. Vol. VI. London: Macmillan, 2001. P. 739–743.

24. Brown H. M. Sixteenth-Century Instrumentation: the Music for the Florentine Intermedii. [s. l.]: American Institute of Musicology, 1973. 229 p. (Musicological Studies and Documents; 30).

25. Ceulemans A. E. Instruments real and imaginary: Aaron’s interpretation of Isidore and an illustrated copy of the Toscanello // Early Music History. Vol. XXI (2002). P. 1–35.

26. Della Porta G. B. Della fisonomia dell’uomo / A cura di Mario Cicognani. Parma: Guada, 1988. 660 p.

27. Les Fêtes du mariage de Ferdinand de Médicis et de Christine de Lorraine, Florence 1589. Vol. I. Musique des intermèdes de «La Pellegrina» / Ed. critique par D. P. Walker; études par F. Ghisi et D. P. Walker; notes critique par D. P. Walker et J. Jacquot. Paris, Centre national de la recherche scientifique, 1963. LVIII, [4], 157 p.

28. [Galilei, Vincenzo]. Dialogo di Vincentio Galilei nobile fiorentino della Musica Antica et Della Moderna. In Fiorenza: nella stamperia di Giorgio Marescotti, 1581. / Facsimile, New York: Broude Brothers, 1967. [4], 149, [11] p. (Monuments of Music and Music Literature in Facsimile, ser. 2, No. 20).

29. [Giambullari, Pier Francesco]. Apparato et feste nelle noze dello Illustrissimo Signor Duca di Firenze, & della Duchessa sua Consorte, con le sue Stanze, Madrigali, Comedia, & Intermedij, in quelle recitati. In Fiorenza: per Benedetto Giunta, 1539. 171 p.

30. Gill D. The Orpharion and Bandora // The Galpin Society Journal. Vol. XIII (Jul., 1960). P. 14–25.

31. Kaufmann H. W. More on the Tuning of the Archicembalo // Journal of the American Musicological Society. Vol. XXIII. № 1 (Spring, 1970). P. 84–94.

32. Kaufmann H. W. Vicentino’s Archiorgano: an Annotated Translation // Journal of Music Theory, Vol. V. № 1 (Spring, 1961). P. 32–53.

33. [Kircher, Athanasius]. Athanasii Kircheri fuldensis e Soc. Iesu presbyteri Musurgia universalis sive Ars magna consoni et dissoni in X. libros digesta. Qua Universa Sonorum doctrina, & Philosophia, Musicaeque tam Theoricae, quam practicae scientia, summa varietate traditur; admirandae Consoni, & Dissoni in mundo, adeòque Universà Natura vires effectusque, uti nova, ita peregrina variorum speciminum exhibitione ad singulares usus, cum in omnipoenèfacultate, cum potissimùm in Philologià, Mathematicà, Physicà, Mechanicà, Medicinà, Politicà, Metaphysicà, Theologià, aperiuntur & demonstrantur. 2 t. in 1. T. II. Romae: ex typographia haeredeum Francisci Corbelletti, 1650. [2], 462, [38] p.

34. Leonardo da Vinci. The literary works of Leonardo da Vinci. 2 vols. / Compiled and edited from the original manuscripts by Jean Paul Richter; commentary by Carlo Pedretti. Vol. I. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 1977. XXI, 402 p. (National gallery of art: Kress foundation studies in the history of European art; 5).

35. [Mellini, Domenico] Descrizione dell’Apparato della Comedia et Intermedii d’essa, recitata in Firenze il giorno di S. Stefano l’anno 1565 nella gran Sala del palazzo di sua Ecc. Illust. Nelle reali nozze dell’Illustriss. et Eccell. S. il S. Don Francesco Medici Principe di Fiorenza, & di Siena, & della Regina Giovanna d’Austria sua consorte. Quarta impressione. In Fiorenza: appresso i Giunti, 1566. 31 p.

36. Palisca C. V. G. B. Doni, Musicological Activist, and his Lyra Barberina // Studies in the History of Italian Music and Music Theory. Oxford: Clarendon press, 1994. P. 467–490.

37. Pirrotta N. Li due Orfei. Da Poliziano a Monteverdi. Con un saggio critico sulla scenografia di Elena Povoledo. Torino: Giulio Einaudi editore, 1975. 472 p.

38. A Renaissance Entertainment: Festivities for the Marriage of Cosimo I, Duke of Florence, in 1539 / An edition of the music, poetry, comedy and descriptive account with commentary by Andrew С. Minor and Bonner Mitchell. Columbia: University of Missouri Press, 1968. XV, 373 p.

39. [Ripa, Cesare]. Iconologia overo Descrittione d’Imagini delle Virtù, Vitii, Affetti, Passioni humane, Corpi celesti, Mondo e sue parti. Opera di Cesare Ripa Perugino Cavalliere de’ Santi Mauritio et Lazaro. Fatica necessaria ad Oratori, Predicatori, Poeti, Formatori d’Emblemi et d’Imprese, Scultori, Pittori, Dissegnatori, Rappresentatori, Architetti et Divisatori d’Apparati. Per figurare con i suoi proprii simboli tutto quello che può cadere in pensiero humano. Di novo in quest’ultima Editione corretta diligentemente et accresciuta di sessanta e più figure poste a’ luoghi loro. Aggiontevi copiosissime Tavole per sollevamento del Lettore. Dedicata all’Illustrissimo Signore il Signor Roberto Obici. In Padova: per Pietro Paolo Tozzi, nella stamperia del Pasquati. 1611. [32], 552 p.

40. [Rossi, Bastiano de’]. Descrizione del magnificentiss. apparato, e de’ maravigliosi intermedi fatti per la commedia rappresentata in Firenze nelle felicissime Nozze degl’ Illustrissimi, ed Eccellentissimi Signori Il Signor Don Cesare d’ Este, e la signora donna Virginia Medici. In Firenze: apresso Giorgio Marescotti, 1585. [2], 25 [в действительности 26] f.

41. [Rossi, Bastiano de’]. Descrizione dell’apparato e degl’intermedi fatti per la commedia rappresentata in Firenze nelle nozze de’ Serenissimi Don Ferdinando Medici, e Madama Cristina di Loreno, Gran Duchi di Toscana. In Firenze: per Anton Padovani, 1589. [4], 72 p.

42. Segerman E. The Development of Western European Stringed Instruments. Manchester: Northern Renaissance Instruments, 2006. 179 р. (Электронная книга.) URL: http://stores.lulu.com/ post1043 (дата обращения: 4.06.2011).

43. [Serjacopi, Girolamo] Memorie e ricordi di Girolamo Serjacopi, Provedditore del Castello di Firenze // Warburg A. Gesammelte Schriften. 2 Bde. / Hrsg. von der Bibliothek Warburg; unter Mitarbeit von Fritz Rougemont; hrsg. von Gertrud Bing. Bd. I. Leipzig & Berlin: B. G. Teubner, 1932. S. 397–410.

44. Strozzi L. Le vite degli uomini illustri della casa Strozzi. Commentario di Lorenzo di Filippo Strozzi ora intieramente pubblicato con un ragionamento inedito di Francesco Zeffi sopra la vita dell’autore / A cura di Pietro Stromboli. Firenze: Tipografia di Salvadore Landi, 1892. XXVI, 214 p.

45. Trichet P. Traité des instruments de musique (vers 1640) / Publié avec une introduction et des notes par François Lesure. Neuilly-sur-Seine: Société de musique d’autrefois, 1957. 191 p.

46. Varchi B. L’Hercolano. 2 vol. / Edizione critica a cura di Antonio Sorella; presentazione di Paolo Trovato. Pescara: Libreria dell’Università Editrice, 1995. Vol. I. 480 p.; Vol. II. p. 481–1009.

47. Vasari G. Le vite de’ più eccellenti pittori, scultori e architettori. 8 vol. / Con nuove note e commenti di Gaetano Milanesi. Vol. IV. Fiorenza: G. C. Sansoni, 1879. 654 p. Vol. VI. Fiorenza: G. C. Sansoni, 1881. 662 p.; Vol. VII. Fiorenza: G. C. Sansoni, 1881. 729 p.

48. Vocabolario degli Accademici della Crusca, con tre indici delle voci, locuzioni, proverbi Latini, e Greci, posti per entro l’Opera. Con privilegio del Sommo Pontefice, del Re Cattolico, della Serenissima Repubblica di Venezia, e degli altri Principi, e Potentati d’Italia, e fuor d’Italia, della Maestà Cesarea, del Re Cristianissimo, e del Serenissimo Arciduca Alberto. In Venezia: appresso Giovanni Alberti, 1612. [28], 960, [104] p.

49. Weinmann K. Johannes Tinctoris (1445–1511) und sein unbekannter Traktat «De inventione et usu musicae»: Historisch-kritische Untersuchung / Berichtigte und mit einem Vorwort versehene Neu-Ausgabe von Wilhelm Fischer. Tutzing: Schneider, 1961. 47 S.

50. Wells R. H. The Orpharion: Symbol of a Humanist Ideal // Early Music. Vol. X. № 4 (Oct., 1982). P. 427–440.

51. Winternitz E. Instruments de musique êtranges chez Filippino Lippi, Piero di Cosimo et Lorenzo Costa // Les Fêtes de la Renaissance: Journées internationales d’études, abbaye de Royaumont, 8–13 juillet 1955. Vol. I. / Études réunies et présentées par Jean Jacquot. Paris: Centre National de la Recherche Scientifique, 1956. P. 379–395. (Le Choeur des Muses).

52. Winternitz E. Leonardo da Vinci as a Musician. New Haven, London: Yale University Press, 1982. XXV, 241 p.

53. Winternitz E. Musical Instruments and their Symbolism in Western Art: Studies in Musical Iconology. London: Faber & Faber, 1967. 240 p.

54. Winternitz E. Musical Instruments for the Stage in Paintings by Filippino Lippi, Piero di Cosimo, and Lorenzo Costa // Musical Instruments and their Symbolism in Western Art: Studies in Musical Iconology. London: Faber & Faber, 1967. P. 211–225.

55. Winternitz E. Strange Musical Instruments in the Madrid Notebooks of Leonardo da Vinci // Metropolitan Museum Journal. Vol. 2 (1969). P. 115–126.

56. Woodley R. The Printing and Scope of Tinctoris’s Fragmentary Treatise “De inventione et vsv mvsice” // Early Music History. Vol. 5 (1985). P. 239–268.

57. [Zarlino, Gioseffo] Le istitutioni harmoniche di M. Gioseffo Zarlino da Chioggia: nelle quali; oltra le materie appartenenti alla Musica; si trovano dichiarati molti luoghi di Poeti, d’Historici, & di Filosofi; si come nel leggerle si potrà chiaramente vedere. In Venetia: [Pietro da Fino], 1558. [12], 347, [1] p.