В статье рассматриваются два сочинения Б. Марини (1594–1663), в основу которых положены парафразы венецианского поэта Г. Казони на тексты поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим», — монолог «Слезы Эрминии» (ор. 6, 1623) и мадригал для шести голосов и шести инструментов «Прекрасная Эрминия» (ор. 7, 1634). Приводятся новые данные об истории создания этих произведений и их поэтических первоисточниках. Показывается, что несмотря на жанровые и стилистические различия, оба произведения Марини генетически связаны с импровизационными вокальными формами Ренессанса (aria per cantar sonetti, romanesca).
В приложении помещены переводы стихотворений «В уединенной долине» и «Прекрасная Эрминия» Г. Казони и предисловий к ним, а также транскрипция вокального монолога «Слезы Эрминии» Б. Марини, выполненные автором данной статьи.
1. Allacci L., [Cedoni G., Degli Agostini G. ] Drammaturgia, accresciuta e continuata fino all’anno MDCCLV. Venetia: Giambatista Pasquali, 1755. 1016 p.
2. Clark W.B. The Vocal Music of Biagio Marini: in 2 vols. Ph. D. Yale University, 1966. 414 p.
3. Cypess Schaefer R. Biagio Marini and the Meanings of Violin Music in the Early Seicento. Ph. D. Yale University, 2008. 347 p.
4. Donadoni E. Torquato Tasso: saggio critico. Firenze: La Nuova Italia, 1952. 577 p.
5. Einstein A. Orlando Furioso and La Gerusalemme Liberata: As Set to Music during the 16th and 17th // Notes. Second Series. Vol. 8. No. 4 (Sep., 1951). P. 623–630.
6. Gualandri F. Affetti, Passioni, Vizi e Virtù. La retorica del gesto nel teatro del ´600. Milano: Peri, 2001. 212 p.
7. Le opere del sig. cavalier Guido Casoni. Venezia: Tomaso Baglioni, 1623. 691 p.
8. L’opere del sig. caualier Guido Casoni. Duodecima impressione. Venetia: Tomaso Baglioni, 1626. 691 p.
9. Mioli P. A voce sola: studi sulla cantata italiana del 17. secolo. Firenze: S.P.E.S., 1988. 468 p. (Archivum musicum. Collana di studi)
10. Ode dell’illustre et eccellentissimo signore Guido Casoni. Venetia: Gio. Battista Ciotti, 1602. 178 p.
11. Ode del s. caualier Guido Casoni. Aggiuntoui il teatro poetico. Nona editione. Treuiso: Angelo Reghettini, [1619–1620]. 2 pt. 190, [2]; 71, [1] p.
12. Sternfeld F. W. A Note on «Stile Recitativo» // Proceedings of the Royal Musical Association. Vol. 110 (1983– 1984). P. 41–44
13. Zagonel G. Le prime edizioni delle «Ode» di Guido Casoni // Rivista quadrimestrale di studi vittoriesi. Il Flaminio. No 5. 1990. P. 87–93.