В статье рассматриваются нестандартные композиционные решения в музыке Р. Шумана. Основное внимание уделено Финалу Второй симфонии, который до сих пор не имеет общепринятого толкования. Его оригинальная конструкция может быть понята лишь в контексте всей симфонии, особенно тесно она связана с предшествующим Adagio. Распадаясь на два огромных массива, финал в своем «первом акте» полемизирует с субъективной образностью Adagio, а во втором ищет выход в объективно-духовное. Тесное общение с искусством И. С. Баха в годы, предшествовавшие созданию Симфонии, сказывается не только в ее насыщенности полифонией, но и в самом «плетении» музыкальной ткани, напоминающем о барочном развертывании. Крайне необычен тональный план финала: крен в доминантовую сферу в его первой половине (начиная с самой главной темы) и, после полного, но не убедительного каданса в минорной тонике — новые поиски истинной опоры во второй половине. Тематическую параллель этому процессу составляет постепенное становление и обретение по-настоящему главной (для всей симфонии) темы, которая является как «благая песнь» — на грани с религиозным искусством.
- Воспоминания о Роберте Шумане / сост., коммент., предисл. О. В. Лосевой; пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. М.: Издательский дом «Композитор»; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2000. 556 с.
- Житомирский Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; Издательский дом «Композитор», 2000. 373 c.
- Лоос Х. Роберт Шуман и духовная музыка / пер. с нем. О. Лосевой // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 99–106.
- Мессиан О. Заметки о фортепианном цикле «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» / пер. с франц. В. П. Чинаева // Век Мессиана: сб. статей / сост. К. В. Зенкин, Т. С. Кюрегян. М.: Научно издательский центр «Московская консерватория», 2011. С. 31–46.
- Мессиан О. Техника моего музыкального языка / пер. с франц. и коммент. М. Чебуркиной; науч. ред. — док. иск., проф. Ю. Н. Холопов. М: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995. 127 с.
- Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2 / ред. Т. Э. Цытович. М.: Музыка, 1990. 526 с.
- Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т. II / сост. А. В. Михайлов, В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1982. 432 с.
- Фролова М. В. Симфонии Шумана в исторической перспективе: автореф. дис. … канд. иск. М., 1994. 24 с.
- Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи / вступ. ст. М. Овчинникова. Л.: Музыка, 1986. 367 с.
- Шуман Р. О музыке и музыкантах: собр. ст.: в 2 т. / сост., текстол. ред. Д. В. Житомирского. Т. I. М., Музыка, 1975. 407 с.
- Шуман Р. Письма: в 2 т. Т. II: (1840–1856) / cост., науч. ред., вступ. ст. Д. В. Житомирского. М.: Музыка, 1982. 525 с.
- Daverio J. Schumann, Robert // The New Grove Dictionary of Music and Musicians ed. by S. Sadie. L., Macmillan, 2001. V. XXII. P. 760–816.
- Finson J. W. The Sketches for the Fourth Movement of Schumann’s Second Symphony Op. 61 // Journal of the American Musicological Society. Vol. XXXIX. Spring 1986.№ 1. P. 143–168.
- Flourish // Harvard Dictionary of Music / 2nd ed., revised and enlarged by Willi Apel; 13th printing. Cambridge, Massachusetts & The Belknap Press of Harvard University Press, 1981. P. 320.
- H. G. [Das Vorwort.] Robert Schumann. Symphonie Nr. 2 C dur Opus 61. Leipzig: Peters. [S. I–II].
- Kaminsky P. Principles of Formal Structure in Schumann’s Early Piano Cycles // Music Theory Spectrum. Vol. 11. No. 2 (Autumn 1989). Р. 207–225.
- Newcomb A. Once More “Between Absolute and Program Music”: Schumann’s Second Symphony // 19th Century Music. 1984. Vol. VII. P. 233–250.