…Warum? — Композиционные сюрпризы в музыке Шумана

Аннотация

В статье рассматриваются нестандартные композиционные решения в музыке Р. Шумана. Основное внимание уделено Финалу Второй симфонии, который до сих пор не имеет общепринятого толкования. Его оригинальная конструкция может быть понята лишь в контексте всей симфонии, особенно тесно она связана с предшествующим Adagio. Распадаясь на два огромных массива, финал в своем «первом акте» полемизирует с субъективной образностью Adagio, а во втором ищет выход в объективно-духовное. Тесное общение с искусством И. С. Баха в годы, предшествовавшие созданию Симфонии, сказывается не только в ее насыщенности полифонией, но и в самом «плетении» музыкальной ткани, напоминающем о барочном развертывании. Крайне необычен тональный план финала: крен в доминантовую сферу в его первой половине (начиная с самой главной темы) и, после полного, но не убедительного каданса в минорной тонике — новые поиски истинной опоры во второй половине. Тематическую параллель этому процессу составляет постепенное становление и обретение по-настоящему главной (для всей симфонии) темы, которая является как «благая песнь» — на грани с религиозным искусством.

Использованная литература
  1. Воспоминания о Роберте Шумане / сост., коммент., предисл. О. В. Лосевой; пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. М.: Издательский дом «Композитор»; Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2000. 556 с.
  2. Житомирский Д. В. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского; Издательский дом «Композитор», 2000. 373 c.
  3. Лоос Х. Роберт Шуман и духовная музыка / пер. с нем. О. Лосевой // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 99–106.
  4. Мессиан О. Заметки о фортепианном цикле «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» / пер. с франц. В. П. Чинаева // Век Мессиана: сб. статей / сост. К. В. Зенкин, Т. С. Кюрегян. М.: Научно издательский центр «Московская консерватория», 2011. С. 31–46.
  5. Мессиан О. Техника моего музыкального языка / пер. с франц. и коммент. М. Чебуркиной; науч. ред. — док. иск., проф. Ю. Н. Холопов. М: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995. 127 с.
  6. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2 / ред. Т. Э. Цытович. М.: Музыка, 1990. 526 с.
  7. Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т. II / сост. А. В. Михайлов, В. П. Шестаков. М.: Музыка, 1982. 432 с.
  8. Фролова М. В. Симфонии Шумана в исторической перспективе: автореф. дис. … канд. иск. М., 1994. 24 с.
  9. Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи / вступ. ст. М. Овчинникова. Л.: Музыка, 1986. 367 с.
  10. Шуман Р. О музыке и музыкантах: собр. ст.: в 2 т. / сост., текстол. ред. Д. В. Житомирского. Т. I. М., Музыка, 1975. 407 с.
  11. Шуман Р. Письма: в 2 т. Т. II: (1840–1856) / cост., науч. ред., вступ. ст. Д. В. Житомирского. М.: Музыка, 1982. 525 с.
  12. Daverio J. Schumann, Robert // The New Grove Dictionary of Music and Musicians ed. by S. Sadie. L., Macmillan, 2001. V. XXII. P. 760–816.
  13. Finson J. W. The Sketches for the Fourth Movement of Schumann’s Second Symphony Op. 61 // Journal of the American Musicological Society. Vol. XXXIX. Spring 1986.№ 1. P. 143–168.
  14. Flourish // Harvard Dictionary of Music / 2nd ed., revised and enlarged by Willi Apel; 13th printing. Cambridge, Massachusetts & The Belknap Press of Harvard University Press, 1981. P. 320.
  15. H. G. [Das Vorwort.] Robert Schumann. Symphonie Nr. 2 C dur Opus 61. Leipzig: Peters. [S. I–II].
  16. Kaminsky P. Principles of Formal Structure in Schumann’s Early Piano Cycles // Music Theory Spectrum. Vol. 11. No. 2 (Autumn 1989). Р. 207–225.
  17. Newcomb A. Once More “Between Absolute and Program Music”: Schumann’s Second Symphony // 19th Century Music. 1984. Vol. VII. P. 233–250.