Об особенностях полифонической фактуры в немецких органных интабуляциях XVI–XVII веков

Аннотация

Немецкая органная табулатура — ​как «старая» (XV — ​середина XVI в., с верхним голосом, выписанным нотами, и остальными голосами-буквами), так и «новая» (появившаяся в середине XVI века, с буквенной нотацией для всех голосов), по природе своей обладает хорошими возможностями точной, «полинейной» передачи горизонтально ориентированной полифонической фактуры — ​собственно, такими же, как и классическая партитура. Это ее свойство должно было оказаться особенно ценным при переложении  для клавишных инструментов (интабулировании) вокальных полифонических произведений. Однако в источниках XVI–XVII в. мы часто видим сосуществование «партитурного» принципа (ясной передачи голосоведения) с собственно «табулатурным» (учитывающим прежде всего инструментальную специфику). Методы интабулирования вокальной полифонии и обращения с табулатурой как формой нотации существенно меняются на протяжении XVI–XVII в. Если в источниках начала XVI в. каждая строчка табулатуры, как правило, отражает тот или иной голос полифонического ансамбля точно и в целостности («партитурный» принцип), то начиная с середины века, а в особенности в его конце и в XVII столетии методы транскрипции становятся более разнообразными и часто более свободными. Иногда, как и прежде, голоса полифонии точно переводятся в табулатурные строчки, образуя «буквенную партитуру» — ​скорее полифункциональную, чем специфически органную транскрипцию. Но во многих случаях (если не в большинстве) «партитурному» принципу предпочитается собственно «табулатурный», упрощающий (и искажающий) полифонию на письме в целях облегчения чтения, исполнения, а также копирования. Упрощения бывают двух типов:  (1) «раскрещивание» голосов полифонии для их более легкого чтения и распределения между руками;  (2) сокращение количества голосов, в первую очередь при переложении произведений на 6 и более голосов (а в особенности многохорных). Крайняя степень выраженности этих тенденций — ​пересочинение всей многоголосной фактуры на основе гармонии оригинала или сведение полифонии к контурному двухголосию (сопрано и бас).

Использованная литература

1. Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации. М.: Московская гос. консерватория,
1997. 413, CLVIII с.

2. Вирдунг С. Трактат о музыке (1511 г.) / пер. и коммент. М. Толстобровой. СПб.: Earlymusic,
2004. 147 с.

3. Голдобин Д. Искусство интабуляции. Обработка вокальной полифонии в инструменталь-
ной музыке Возрождения и раннего Барокко. Екатеринбург: УрФУ, 2011. 639 с.

4. Apel W. The notation of polyphonic music, 900–1600. 4th ed., rev. and with commentary
Cambridge (Mass.): The Mediaeval Academy of America, 1949. XXVI, 462 [+28] p.

5. Brown H. M. Instrumental Music Printed Before 1600: а Bibliography. Cambridge (Mass.) &
L.: Harvard Univ. Press, 1965/2000. XII, 559 p.

6. Diruta G. Seconda parte del Transilvano Dialogo...: in 4 Libri. Venetia: Giacomo Vincenti, 1609.
21, 36, 12 & 27 p. Facsimile: Bologna: Forni, 1969.

7. Galilei V. Il Fronimo dialogo. Vinegia: l’Herede di Girolamo Scotto, 1584 (1st ed.: 1568). 99 f.
Facsimile: Bologna: Forni, s. d.

8. Johnson C. T. Keyboard Intabulations Preserved in Sixteenth- and Seventeenth-Century
German Organ Tablatures: A Catalogue and Commentary. Ph. D. thesis. Oxford university,
1984 (manuscript). Vol. I–II: 161, 728 p.

9. Johnston G. S. Polyphonic keyboard accompaniment in the early Baroque: an alternative to basso
continuo // Early Music. Vol. XXVI. Issue 1 (February 1998). P. 51–64.

10. Kurtzman J. G. Tones, modes, clefs and pitch in Roman cyclic Magnificats of the 16th century //
Early Music. Vol. XXII. Issue 4 (November 1994). P. 641–665.

11. Lowinsky E. E. Early Scores in Manuscript // Journal of the American Musicological Society.
Vol. XIII. № 1/3 (1960). P. 126–173.

12. Parrot A. Transpositions in Monteverdi’s vespers of 1610 // Early Music. Vol. XII. Issue 4
(November 1984). P. 490–516.

13. Silbiger A. (ed.) Keyboard Music before 1700. N. Y. & L.: Routledge, 1995/2004. 409 p. (Routledge
Studies in Musical Genres).

14. Valentini P. F. Il leuto anatomizzato. Ms. Vaticano, Barberini Latini, 4433. Vol. I–II: [63], [102] p.
Facsimile: Firenze, S.P.E.S., 1989.

15. Virdung S. Musica getutscht... Strassburg, 1511. 56 f. Facsimile: Kassel, Bärenreiter, 1970
(Documenta Musicologica. 1. Reihe. Druckschriften- Faksimiles, XXXI).