Статья посвящена сравнительному анализу трех вариантов мугама Раст — в интерпретации Б. Мансурова (запись Н. Мамедова), А. Бакиханова (запись Н. Мамедова) и Э. Мирзафарова (запись А. Асадуллаева). Целесообразность подобного исследования обусловлена необходимостью продемонстрировать вариантность жанровой модели мугама, раскрыть парадигму ее многоуровневых трансформаций. Как показал проведенный анализ, сохранность типологического слоя в исполнительских версиях сочетается с вариантностью интонационного состава ладовых попевок, внутренней комбинаторикой известных формул, расширением или сжатием масштабов цикла, изменением его состава за счет дополнения или вычленения разделов, в отдельных случаях — с перестановкой драматургических акцентов в процессуально-динамическом развертывании мугама.
1. Багирова С. Некоторые вопросы современной мугамной культуры (к проблеме эволюции жанра) // С. Багирова. Азербайджанский мугам. Том I. Баку: Элм, 2007. С. 33–41.
2. Джани-заде Т. Личность и канон в азербайджанских мугамах // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 5. М.: Советский композитор, 1987. С. 101–132.
3. Зохрабов Р. Ф. Теоретические проблемы азербайджанского мугама. Баку: Шур, 1992. 250 с.
4. Махмудова Ш. Г. Тематизм азербайджанского мугама. Баку: Шур, 1997. 132 с.
5. Садыкова В. К вопросу о применении системно-этнофонического метода в исследовании инструментального мугама // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. Л., ЛГИТМиК, 1986. С. 39–47.
6. Челебиев Ф. И. Морфология дастгяха. Автореф. дис. … докт. искусствоведения. М., 2009. 45 с.
7. Шамили Г. Б. Классическая музыка Ирана: фундаментальные категории теории и практики. Автореф. дис. … докт. искусствоведения. М., 2009. 52 с.
8. Юнусова В. Н. Творческий процесс в классической музыке Востока. Автореф. дис. … докт. искусствоведения. М., 1995. 37 с.