Письменное и бесписьменное в традиционной музыкальной культуре ашкеназов

Аннотация

Традиционная музыкальная культура ашкеназов по структуре коренным образом отличается от фольклора других народов Европы. Для многих поколений евреев первичным является не устный, а письменный текст. Идишский фольклор формировался на фоне незыблемо существующей письменной традиции, а не предшествовал ей, в нем ощущается постоянная опора на эту традицию, взаимодействие с ней. В  музыке,  бытующей  внутри  общины  и  за  ее  пределами,  различны  цели и формы фиксации текстов и соотношение в них стабильных и мобильных элементов. Отличаются и сами критерии сохранности или изменяемости текста.

Использованная литература

1. Богданов К. А. Фольклорная действительность: перспективы изучения // Богданов К. А. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство-СПБ, 2001. С. 12–108.

2. Венгерова П. Воспоминания бабушки. Очерки культурной истории евреев России в XIX в. / пер. с нем. Э. Венгеровой. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2003. 350 с.

3. Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. 1955. № 1. С. 60–87.

4. Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М.: Знак, 2006. 472 с.

5. Владышевская Т. Ф. Чтение нараспев священных текстов. Ранние формы древнерусского певческого искусства // Образовательный портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru/art/36107.php (дата обращения: 06.10.2013).

6. Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи. Тарту, 1978. С. 63–112. Электронную версию см. на сайте: Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/gasparov1.htm

7. Гуральник Л. Ю. К истории полемики Ю. Энгеля и Л. Саминского // Из истории еврейской музыки в России: материалы международной научной конференции «90 лет Обществу еврейской народной музыки в Петербурге-Петрограде (1908–1919)» / сост. Л. Ю. Гуральник, общ. ред. А. С. Френкеля. СПб.: Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга, 2001. С. 119–124.

8. Загребин В. М. Исследования памятников южнославянской и древнерусской письменности. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006. 304 с.

9. Земцовский И. И. Народная музыка и современность: к проблеме определения фольклора // Современность и фольклор: статьи и материалы. М.: Музыка, 1977. С. 28–75.

10. Ковнер А. Г. Из записок еврея // Евреи в России: XIX век / вступ. статья, сост., подготовка текста и коммент. В. Е. Кельнера. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 178–246. Впервые опубликовано: А. Г. [Ковнер]. Из записок еврея // Исторический вестник. Т. 91 (январь, февраль и март 1903 года). С. 977–1009; Т. 92 (апрель, май и июнь 1903 года). С. 126–154.

11. Костомаров В. Г. О разграничении терминов «устный» и «разговорный», «письменный» и «книжный» // Проблемы современной филологии. Сборник статей к семидесятилетию академика В. В. Виноградова / под ред. М. Б. Храпченко и др. М.: Наука, 1965. С. 172–177.

12. Котик Е. Мои воспоминания / пер. с идиша М. А. Улановской; под ред. В. А. Дымшица. Иерусалим, СПб.; Москва; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2009. 368 с.

13. Лаптева О. А. Общие устно-речевые синтаксические явления литературного языка и диалектов // Русская разговорная речь: сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1970. С. 135–140.

14. Лаптева О. А. Устно-литературная разновидность современного русского литературного языка и другие его компоненты // Вопросы стилистики. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974–1975. Вып. 7. С. 75–91; Вып. 8. С. 86–107; Вып. 9. С. 93–104.

15. Лукьянова Т., Земцовский И. Внимание исполнительству в фольклоре! // Советская музыка. 1973. № 3. С. 95–99.

16. Неклюдов С. Ю. Традиции устной и книжной культуры // Слово устное и слово книжное: сб. статей / сост. М. А. Гистер. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009. (Серия «Традиция–текст–фольклор: типология и семиотика»). С. 15–33. Электронная версия: сайт «Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика», URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov6.htm

17. Панченко А. М. Русская культура петровских реформ // Панченко А. М. Парадоксы русской истории. СПб.: Журнал «Звезда», 2012. С. 145–394.

18. Путилов Б. Н. Вариативность в фольклоре как творческий процесс // Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник статей памяти Сергея Александровича Токарева / сост. В. Я. Петрухин. М.: Восточная литература, 1994. С. 180–197.

19. Фишзон А. Записки еврейского антрепренера // Библиотека журнала «Театр и Искусство». 1913. Кн. VIII. С. 3–24; Кн. IX. С. 44–68; Кн. Х. С. 38–60; Кн. XI. С. 15–36; Кн. XII. С. 3–29.

20. Фруг С. Г. По-новому (этюд с натуры) // Фруг С. Г. Иудейская смоковница: Избранная проза. Воспоминания. Очерки, фельетоны / сост., вступ. статья и комментарии Н. А. Портновой. Иерусалим: The Hebrew University of Jerusalem, 1995. С. 37–50. Впервые опубликовано: Недельная хроника «Восхода». 1886. № 49–51/52.

21. Хаздан Е. В. Давид Маггид. «Библейские акценты»: история одной публикации // Зубовский институт: Страницы истории / сост. Е. В. Хаздан. СПб.: Российский институт истории искусств, 2012. (Временник Зубовского института; вып. 8). С. 58–73.

22. Хаздан Е. В. Жила-была сказка: Загадки еврейской колыбельной // Традиционная культура: научный альманах. 2008. № 4. С. 94–102.

23. Хаздан Е. В. К проблеме стереотипов восприятия музыкального текста // Метамир музыки: Исследования, гипотезы, дискуссии / сост. Е. В. Хаздан. СПб.: Российский институт истории искусств, 2009. (Временник Зубовского института; вып. 2). С. 21–38.

24. Хаздан Е. В. Творчество бродерзингеров и ашкеназский песенный фольклор // Традиционная культура: научный альманах. 2011. № 4. С. 44–57.

25. Хаздан Е. В. Театр одной песни: традиции бродерзингеров // Петрушка круглый год. Статьи и материалы в честь Анны Федоровны Некрыловой /
сост. В. В. Виноградов. СПб.: Российский институт истории искусств, 2010. (Временник Зубовского института; вып. 5). С. 97–106.

26. Хаздан Е. В. Язык ашкеназской песни // Традиционная культура: научный альманах. 2013. № 1. С. 151–163.
27. Чистов К. В. Специфика фольклора в свете теории информации // Чистов К. В. Фольклор. Текст. Традиция: сб. статей. М.: ОГИ, 2005. С. 26–43.

28. Baal T’fillah. Der practische Vorbeter. Vollständige Sammlung der gottesdienstlichen Gesänge und Recitative der Jsraeliten nach polnischen, deutschen (aschk’nasischen) und portugiesischen (sephardischen) Weisen nebst allen den Gottesdienst betreffenden rituellen Vorschriften und Gebräuchen von Abraham Baer, Ober-Cantor und Gesanglehrer der israelitischen Gemeinde zu Gothenburg. Dritte vermehrte und verbesserte Auflage. Frankfurt: J. Kauffmann. 1877. XXV, 161 S. (На иврите и немецком языке).

29. Erdely S. Music of South Slavic Epics from the Bihac Region of Bosnia. N. Y.: Garland Publishing, 1995. 152 p.

30. Feld S. Linguistic Models in Ethnomusicology // Ethnomusicology. Vol. 18. № 2 (May, 1974). P. 197–217.

31. Finnegan R. Literacy and Orality: Studies in the Technology of Communication. N. Y.: Blackwell, 1988. IX, 201 p.

32. Finnegan R. Oral Poetry: Its nature, Significance and Social Context. 2nd ed. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1992. 324 p.

33. Finnegan R. H. Oral Traditions and the Verbal Arts: A Guide to Research Practices. N. Y.: Routledge, 2005. 284 p.

34. Freedman Catalogue. Электронный ресурс. URL: http://digital.library.upenn.edu/webbin/freedman/lookupkeyword?hr=&what=Cantors (дата обращения: 15.10.2013).

35. Frigyesi J. Orality as Religious Ideal: The Music of East-European Jewish Prayer // YUVAL: Studies of the Jewish Music Research Centre. Vol. VII: Studies in Honour of Israel Adler / ed. by E. Schleifer and E. Seroussi. Jerusalem: Magnes Press, 2002. P. 113–153.

36. Idelsohn A. Z. Jewish Music in Its Historical Development. N. Y.: Schocken books, 1975. XI, 535 p.

37. Idelsohn A. Z. Tôledôt han-negînā ha-ivrît: mahûtā yesôdôtîha we-hitpateḥûtā. Tel-Aviv u. a.: Devir, 1924. XII, 287 Z. (Иврит).

38. Lawson F. R. S. Rethinking the Orality-Literacy Paradigm in Musicology // Oral Tradition. Vol. 25. № 2 (Oct. 2010). P. 429–446.

39. Lehman Sh. Folks-mayselekh un anekdotn mit nigunim // Arkhiv far yiddisher shprakhvisnshaft, literatur-forshung un etnologie / aroys. fun Noakh Prilutski un Shmuel Lehman. B. 1. Varshe: Nayer farlag, 1926–1933. Z. 355–428. (Идиш).

40. Leksikon fun der nayer yidisher literatur: Biographical Dictionary of Modern Yiddish Literature / aroys. fun Alveltlekhn yidishn kultur-kongress: in 8 bender. B. 6. N. Y.: Marstin Press, 1968. 607 Z. (Идиш).

41. Marinus A. Essais sur la Tradition. Bruxelles: Librairie Moens, 1958. 93 p.

42. Powers H. Language Models and Musical Analysis // Ethnomusicology. 1980. Vol. 24. № 1 (Jan., 1980). P. 1–60.

43. Powers H. Three Pragmatists in Search of a Theory // Current Musicology. № 53 (Fall1993). Approaches to the Discipline. P. 5–17.

44. Rozovski Sh. Di gezelshaft far yidisher folks-muszik (tsu ir 10-yorikn yubilei) // Kamf un lebn. Petrograd, 1919. № 1/2. Z. 49–50. (Идиш).

45. Slobin M. Chosen Voices: The Story of the American Cantorate. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1989. XXV, 318 p.

46. Street B. V. Literacy in Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. 243 p. (Cambridge Studies in Oral and Literate Culture).

47. The Oral and Literate in Music / ed. by Y. Tokumaru and O. Yamaguti. Tokyo: Academia Music, 1986. 484 p.

48. The Oral Epic: Performance and Music / ed. by K. Reichl. Berlin: Verlag für Wissenschaft und Bildung, 2000. VIII, 248 p. (Intercultural Music Studies. Vol. 12).

49. Wohlberg M. The Music of the Synagogue as a Source of the Yiddish Folksong // Musica Judaica: Journal of the American Society for Jewish Music. Vol. 2 (1977–1978). P. 21–49. Reprint: Journal of Synagogue Music. Vol. 35 (2010). P. 6–34.