Статья посвящена опере «Мертвый город» (1920) австрийского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда (1897-1957), написанной на сюжет романа бельгийского символиста Жоржа Роденбаха «Мертвый Брюгге». Брюгге, некогда процветающий торговый город, лишился морской гавани и был покинут жителями. Образ мертвого города с застывшими водами каналов, монотонным звоном колоколов, пустынными набережными стал ключевым в творчестве писателя, который испытывал необъяснимое влечение к смерти, угасанию, агонии. Роман «Мертвый Брюгге» получил известность и был переведен на все европейские языки. Первоисточником либретто стала созданная на его основе пьеса «Мираж».
Эрих Вольфганг Корнгольд — сын именитого музыкального критика Юлиуса Корнгольда (1860-1945), который получил известность как яростный противник новой музыки. Как Цемлинский и Шрекер, Корнгольд продлевает вплоть до конца двадцатых годов во многом уже исчерпавшую себя традицию позднего романтизма. Взлет популярности композитора сменяется забвением. В тридцатые годы он вынужден эмигрировать в Америку, где получает известность как автор киномузыки. Ренессанс Корнгольда начинается лишь в конце ХХ столетия.
Корнгольд по-своему интерпретирует сюжет Роденбаха. Главный герой, переселившийся в Брюгге после смерти любимой жены, не убивает возлюбленную; все, что с ним происходит — это страшные видения помутненного рассудка, от которых он освобождается как от чудовищного сна и в конце концов решается покинуть мертвый город.
Метерлинсковская атмосфера застылости и оцепенения чужда Корнгольду. Он далек и от декадентского культа смерти как предмета эстетического наслаждения. В его интерпретации мертвый город служит alter ego героя, превращаясь в ландшафт подсознания, рождающего причудливые видения. Однако на этом аналогии с экспрессионистской драмой заканчиваются. Корнгольд противопоставляет смерти жизнь, завершая оперу жизнеутверждающим финалом. Сюжет, тем самым, переносится в другую эпоху, не только знакомую с фрейдовскими открытиями в области бессознательного, но и преодолевающую искушения индивидуализма в антиромантическом бунте двадцатых.
1. Барсова И. Легенда о художнике (Томас Манн и Густав Малер) // Музыка. Культура. Человек. Вып. 1 / отв. ред. М. Мугинштейн. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1988. С. 128–148.
2. Веселовская М. Жорж Роденбах — поэт безмолвия // Роденбах Ж. Мертвый Брюгге. Томск: Водолей, 1999. С. 5–32.
3. Веселовская М. Предисловие // Роденбах Ж. Агонии городов. (Брюгге, Остров Вальхерен, Сен-Мало, Гент). М.: Московское издательство, 1917. С. 7–13.
4. Дегтярева Н. Оперы Франца Шрекера в музы кальном театре Австрии и Германии. СПб.: Санкт-Петербургская гос. консерватория, 2010. 386 с.
5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / пер. с фр. и предисл. Н. С. Автономовой. М.: Высшая школа, 1996. 623 с.
6. Роденбах Ж. Агонии городов (Брюгге, Остров Вальхерен, Сен-Мало, Гент). М.: Московское издательство, 1917. 94 с.
7. Роденбах Ж. Мертвый Брюгге. Томск: Водолей, 1999. 704 с.
8. Сабанеев Л. Клод Дебюсси. М.: Работник просвещения, 1922. 36 с.
9. Hoffmann R. St. Erich Wolfgang Korngold. Wien: Stephenson, 1922. 130 S.
10. Krenek E. Im Atem der Zeit. Erinnerungen an die Moderne. Hamburg: Diana Verlag, 1998. 1168 S.
11. Korngold J. Atonale Götzendämmerung: kritische Beiträge zur Geschichte der Neumusik-ismen.
Wien: Doblinger, 1937. 287 S.
12. Korngolds in Wien: der Musikkritiker und das Wunderkind / Aufzeichnungen von Julius Korngold. Zürich: M&T Verlag, 1991. 401 S.
13. Letellier R. I. Meyerbeer’s Robert le Diable: The Premier Opera Romantique. Cambridge Scholars Publishing, 2012.
14. Pöllmann H. Erich Wolfgang Korngold. Aspekte seines Schaffens. Mainz: Schott, 1998. 168 S.
15. Rodenbach G. Die dramatischen Werke [das Trugbild, der Schleier]. München: G. Muller, 1913. 142 S.
16. Rodenbach G. Le Mirage. Drame en quatre actes. Paris: Société d’éditions littéraires et artistiques, 1901. 168 p.
17. Stolberg A. (Hg.). Erich Wolfgang Korngold. Wunderkind der Moderne oder letzter Romantiker? Bericht über das internationale Symposion Bern 2007. München: Ed. Text + Kritik, 2008. 334 S.
18. Stollberg A. Durch den Traum zum Leben. Erich Wolfgangs Korngolds Oper «Die tote Stadt». Mainz: Are Musik-Verlag, 2004. 309 S.
19. Stollberg A. Der «Ismus» des Genies. Erich Wolfgang Korngolds musikgeschichtliche Sendung // Erich Wolfgang Korngold. Wunderkind der Moderne oder letzter Romantiker? Bericht über das internationale Symposion Bern 2007. München: Ed. Text + Kritik, 2008. S. 25–41.