В статье освещается одна из ярких страниц исполнительской деятельности С. Т. Рихтера в качестве концертмейстера — сотрудничество с певицей Г. А. Писаренко, охватывающее продолжительный период (1980–1993 годы) и ознаменовавшееся крупными творческими достижениями. Первый из камерновокальных проектов, успешно реализованных этим артистическим дуэтом, — монографическая программа из сочинений К. Шимановского (циклы «Песни безумного муэдзина» на стихи Я. Ивашкевича, «Семь песен на стихи Дж. Джойса», а также избранные «Курпёвские песни»). Интерпретация названных произведений, исполнявшихся на протяжении 1980–1985 годов, по сути, явилась откровением не только для отечественной аудитории, но и для почитателей выдающегося польского композитора за рубежом (в том числе на родине К. Шимановского). Столь же плодотворной оказалась совместная работа Г. А. Писаренко и С. Т. Рихтера над пушкинскими романсами Н. К. Метнера (1981–1982), чье камерно-вокальное наследие вплоть до конца 1970-х годов пребывало на периферии репертуара отечественных певцов и пианистов-концертмейстеров. Монографическая программа из романсов и песен Э. Грига (1993) привлекла внимание многочисленных ценителей музыки норвежского классика своим оригинальным подходом к истолкованию «нордических» истоков григовского художественного мышления в целом и вокального стиля в частности. Как отмечает автор статьи, рассмотрение концептуальных основ каждого из вышеперечисленных проектов, последовательно соотносимое с «хронографом» их концертно-сценической реализации, позволяет выявить ряд существенных черт исполнительской деятельности С. Т. Рихтера-концертмейстера в 1970-х — начале 1990-х годов.
1. Монсенжон Б. Рихтер: Дневники. Диалоги. М.: Классика–XXI, 2002. 480 c.
2. Писаренко Г. А. Исполняя романсы Н. К. Метнера с С. Т. Рихтером // Николай Метнер: Незабытые мотивы: К 140-летию композитора: сб. ст. и мат-лов / ред.-сост. Е. Б. Долинская, М. Г. Валитова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2021. С. 316–321.
3. Пономарева Е. И. С. Рихтер в ансамбле с Д. Фишером-Дискау: уникальное «единство противоположностей» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2 (43). С. 118–125.
4. Рихтер С. Т. О музыке: Творческие дневники. М.: Памятники исторической мысли, 2007. 766 с.
5. Светланов Е. Ф. Мы разговаривали с Богом... [о Г. А. Писаренко] // Музыкальная жизнь. 1998. № 2 (915). С. 12–13.
6. Снитовская Г. З. Певческий дар: Галина Писаренко. М.: Элекс-КМ, 2001. 96 с.
7. Фоогд-Стоянова Т. Ф. Светик [о С. Т. Рихтере] // Музыкальная жизнь. 1998. № 3 (916). С. 15–19.
8. Hunt J. Sviatoslav Richter: Pianist of the Century: Discography. London: G. S. Sandeman-Allen, 2009. 288 p.
9. Rasmussen K. A. Sviatoslav Richter — Pianist. Boston: Northeastern University Press, 2010. 312 p.
10. Rattalino P. Sviatoslav Richter: Il Visionario. Varese: Zecchini Editore, 2005. 240 p.