Три лика средневекового английского мотета

Аннотация

Средневековый английский мотет принадлежит к периферийным жанровым ответвлениям и до сих пор недостаточно изучен. Лишь с 1909 года стали находить плохо сохранившиеся рукописные источники и по их фрагментам восстанавливать мотеты. Лишь с 1957 года началась их публикация, открывшая оригинальные подходы к жанру. Помимо создававшихся под материковым влиянием изоритмических мотетов, в островном репертуаре обнаружились иные технические решения: мотеты с гласообменом и мотеты на cantus medius (проблемы неаутентичной терминологии в статье обсуждаются параллельно с характеристикой названных феноменов). Фундаментальные жанровые основы у всех этих разновидностей общие: вокальное многоголосие, латинский текст (преимущественно духовного содержания), преобладающая политекстовость, опора на заимствованный первоисточник как норма, допускающая исключения. Однако различная техника композиции (изоритмия, гласообмен, cantus medius) значительно меняет их облик вплоть до неузнаваемости. Установленные в статье критерии сравнения разъясняются в процессе анализа изоритмического мотета Дж. Алейна и двух анонимных мотетов: с гласообменом и на cantus medius.

Использованная литература

1.  Гирфанова М. Е. Изоритмический мотет эпохи Ars Nova: принципы анализа. Казань:  Казанская гос. консерватория им. Н. Г. Жиганова, 2021. 80 с.

2.  Евдокимова Ю. К. История полифонии. [В 7 вып.] Вып. 2А. Музыка эпохи Возрождения: XV век. М.: Музыка, 1989. 414 с.

3.  Пескин А. Б. Гласообмен как форма взаимодействия голосов и пластов фактуры (на  материале белорусской музыки второй половины ХХ века) // Актуальные проблемы  мировой художественной культуры. Ч. 1 / гл. ред. Т. Г. Барановская. Гродно: Гродненский гос. ун-т им. Янки Купалы, 2015. С. 242–247. https://elib.grsu.by/doc/11438  (дата обращения: 02.12.2022).

4.  Пескин А. Б. Формы фактурного взаимодействия в белорусской музыке второй  половины XX века / под науч. ред. Н. В. Шиманского. Гродно: Гродненский гос.  ун-т им. Янки Купалы, 2016. 207 с. https://elib.grsu.by/doc/19342 (дата обращения:  02.12.2022).

5.  Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: Художественные возможности.  Структура. Функции. М.: Музыка. 1985. 285 с.

6.  Токарев И. А. Латинская литургическая песня XII–XIII веков: выпускная квалифи-кационная работа. М.: Московская консерватория, 2020. 216 с.

7.  Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. С. 127–157. http://www.kholopov.ru/ canon/canon.html (дата обращения: 02.12.2022).

8.  Anderson G. A. New Sources of Medieval Music // Musicology [Australia]. Vol. 7. No. 8 (August 1982). P. 1–26. https://www.examenapium.it/cs/biblio/Anderson1982.pdf (дата обращения: 02.12.2022).

9.  Bent M. New and Little-Known Fragments of English Medieval Polyphony // Journal of the American Musicological Society. Vol. 21. No. 2 (Summer 1968). P. 137–156.

10.  Bent M. Rota versatilis: Towards a Reconstruction // Source Materials and the Interpretation of Music: A Memorial Volume to Thurston Dart / ed. by Ian Bent. London: Stainer & Bell, 1981. P. 65–98.

11.  Bent M. The Earliest Fifteenth-Century Transmission of English Music to the Continent // Essays on the History of English Music in Honour of John Caldwell: Sources, Style, Performance, Historiography / ed. by Emma Hornby and David Maw. Woodbridge: Boydell Press, 2010. P. 83–96.

12.  Bent M., Hartt J. C., Lefferts P. M. The Dorset Rotulus: Contextualizing and Reconstructing the Early English Motet. Woodbridge: Boydell Press, 2021. 418 p. (Studies in Medieval and Renaissance Music, 23).

13.  Bent M., Howlett D. Subtiliter alternare: The Yoxford Motet “O amicus / Precursaris” // Studies in Medieval Music: Festschrift for Ernest H. Sanders / ed. by Peter M. Lefferts and Brian Seirup. New York: Columbia University, 1990. P. 43–84.

14.  Bernard G. W. The Dissolution of the Monasteries // History: The Journal of Historical Association. No. 96 (324) (September 2011). P. 390–409.

15.  Bowers R. Fixed Points in the Chronology of English Fourteenth-Century Polyphony // Music & Letters. Vol. 71. No. 3 (August 1990). P. 313–335.

16.  Bradley C. A., Lefferts P. M., Macey P., Wolff C., Dixon G., Anthony J. R., Boyd M., Roche J., Perkins L. L., Sanders E. H. Motet // Grove Music Online. https://doi.org/10.1093/omo/9781561592630.013.900.

17.  Clark J. G. The Dissolution of the Monasteries: A New History. New Haven: Yale University Press, 2021. 704 p.

18.  Colton L. Languishing for Provenance: “Zelo tui langueo” and the Search for Women’s Polyphony in England // Early Music. Vol. 39. No. 3 (August 2011). P. 315–325. 

19.  Colton L. Making Sense of “Omnis / Habenti”: An Ars Nova Motet in England // Music and Instruments of the Middle Ages: Essays in Honour of Christopher Page / ed. by T. Knighton and D. Skinner. Woodbridge–Rochester: Boydell & Brewer, 2020. P. 221–246.

20.  Colton L. Music and Sanctity in England, c. 1260 — c. 1400: Ph. D. dissertation. York: University of York, 2003. 462 p. https://etheses.whiterose.ac.uk/9839/1/399625.pdf (дата обращения: 02.12.2022).

21.  Colton L. Music, Text and Structure in 14th-Century English Polyphony: The Case of “Ave miles celestis curie” // Early Music. Vol. 45. No. 1 (February 2017). P. 27–40.

22.  Dittmer L. Beiträge zum Studium der Worcester-Fragmente // Die Musikforschung. 1957. 10. Jahrg. H. 1. S. 29–39.

23.  Dittmer L. The Dating and the Notation of the Worcester Fragments // Musica Disciplina.  1957. Vol. 11. P. 5–11.

24.  Harrison F. Ll. Ars Nova in England: A New Source // Musica Disciplina. 1967. Vol. 21.  P. 67–85.

25.  Harrison F. Ll. English Church Music in the Fourteenth Century // The New Oxford  History of Music. Vol. 3: Ars Nova and the Renaissance: 1300–1540 / ed. by D. A. Hughes  and G. Abraham. London: Oxford University Press, 1960. P. 82–106.

26.  Harrison F. Ll. Music in Medieval Britain. London: Routledge and Paul, 1958. 491 p.

27.  Harrison F. Ll. Rota and Rondellus in English Medieval Music // Proceedings of the  Royal Musical Association. 1959–1960. Vol. 86. P. 98–107.

28.  Hartt J. C. (ed.). A Critical Companion to Medieval Motets. Woodbridge: Boydell &  Brewer, Boydell Press, 2018. 397 p. https://doi.org/10.1017/9781787442542.

29.  Hartt J. C. The Duet Motet in England: Genre, Tonal Coherence, Reconstruction //   A Critical Companion to Medieval Motets / ed. Jared C. Hartt. Woodbridge: Boydell &  Brewer, Boydell Press, 2018. P. 261–285. 

30.  Hoffmann-Axthelm D. Tenor // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie. Ordner  VI: Si–Z / hrsg. von H. H. Eggebrecht und A. Riethmüller, Schriftleitung M. Bandur.  Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1973. S. 1–5.

31.  Lefferts P. M. The Motet in England in the Fourteenth Century: Ph.D. Dissertation.  [New York]: Columbia University, 1983. 980 p. https://www.examenapium.it/cs/biblio/ Lefferts1983.pdf (дата обращения: 02.12.2022).

32.  Lefferts P. M. The Motet in England in the Fourteenth Century // Current Musicology.  Vol. 28 (1979). P. 55–75.

33.  Lefferts P. M. Two English Motets on Simon de Montfort // Early Music History. Vol. 1  (1981). P. 203–225.

34.  Leuchtmann H., Mauser S. (hgs.). Handbuch der musikalischen Gattungen. Bd. 9: Messe  und Motette. Laaber: Laaber-Verlag, 1998. 400 p.

35.  Ludwig F. Die 50 Beispiele Coussemaker’s aus der Handschrift von Montpellier //  Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft. 1904. 5. Jahrg. H. 2. S. 177–224.

36.  Page C. An English Motet of the 14th Century in Performance: Two Contemporary Images //  Early Music. 1997. Vol. 25. No. 1. P. 7–32.

37.  Page C. Around the Performance of a 13th-Century Motet // Early Music. 2000. Vol. 28.  No. 3. P. 343–357.

38.  Pieragostini R. Rediscovering Lost Evidence: Little-Known Fragments with English  Polyphony in Bologna // Music & Letters. 2011. Vol. 92. No. 3. P. 343–376.

39.  Reckow F. Rondellus / rondeau, rota // Handwörterbuch der musikalischen Terminologie.  Ordner V: P–Se / hrsg. von H. H. Eggebrecht und A. Riethmüller, Schriftleitung M. Bandur.  Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 1972. S. 1–7.

40.  Sanders E. H. Medieval English Polyphony and its Significance for the Continent: Ph.D.  dissertation. [New York]: Columbia University, 1963. 465 p.

41.  Sanders E. H. Peripheral Polyphony of the 13th Century // Journal of the American Musicological Society. Vol. 17. No. 3 (1964). P. 261–287.

42.  Sanders E. H. The Medieval Motet // Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift Leo Schrade / ed. Wulf Arlt, et al. Bern: Francke Verlag, 1973. P. 497–573.

43.  Tischler H. Another English Motet of the 13th Century // Journal of the American Musicological Society. 1967. Vol. 20. No. 2 (Summer). Р. 274–279.

44.  Trowell B. A Fourteenth-Century Ceremonial Motet and Its Composer // Acta Musicologica. 1957. Vol. 29. Fasc. 2/3 (Apr.–Sep.). P. 65–75.

45.  Willmott H. The Dissolution of the Monasteries in England and Wales. Sheffield–Bristol: Equinox Publishing, 2020. 205 p.