Брат Михаил. Диалог о музыке. Новое издание и комментированный русский перевод С.Н.Лебедева

Аннотация

В начале XI века на Севере Италии неизвестный монах создал «Диалог о музыке» (с инципитом «Quid est musica?») —  труд, который оказал заметное влияние на Гвидо Аретинского. Исторически текст приписывался Одо Клюнийскому, ныне автора условно обозначают как Псевдо-Одо. В качестве рабочей гипотезы предложено именовать автора «Диалога» Братом Михаилом (Frater Michael), в том числе и для того, чтобы отличить его от «другого Псевдо-Одо», анонимного создателя трактата «Musicae artis disciplina» (написанного тогда же и также повлиявшего на Гвидо). «Диалог» включает учение о монохорде, буквенной нотации (возможно, впервые — с модально тождественными октавами и буквой «гамма»), «консонансах» (6 эммелических интервалов и октава); наиболее ценная часть «Диалога» — учение о церковных ладах, или тонах. Публикация содержит новую редакцию латинского оригинала трактата на основе 11 рукописей XI и XII вв. и полный русский перевод, с критическим аппаратом, музыковедческими комментариями, многочисленными нотными примерами. 

Использованная литература

1. Брат Петр. Музыкальное искусство / Издание лат. текста, пер. и комм. С. Н. Лебедева // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 2. С. 24–73.
2. Лебедев С. Н. Двое неизвестных и великий Гвидо // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 2. С. 9–23.
3. Поспелова Р. Л. Ладовое учение в трактате «Диалог о музыке» // От Гвидо до Кейджа. Полифонические чтения. М.: ТС-Прима, 2006.С. 16–45.
4. Псевдо-Одо. Диалог о музыке (главы 8–18) / Пер. с лат. и прим. Р. Л. Поспеловой // От Гвидо до Кейджа. Полифонические чтения. М.: ТС-Прима, 2006. С. 339–357.
5. Atkinson Ch. Das Tonsystem des Chorals im Spiegel mittelalterlicher Musiktraktate // Geschichte der Musiktheorie. Bd. 4 /  hrsg. v. T. Ertelt und F. Zaminer. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2000. S. 103–133.
6. Bernhard M. Das musikalische Fachschrifttum im lateinischen Mittelalter // Geschichte der Musiktheorie. Bd. 3 / hrsg. v. F. Zaminer. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1990. S. 37–103.
7. Corpus antiphonalium officii. Vol. III: Invitatotia et antiphonae / ed. R.-J. Hesbert. Roma: Casa editrice Herder, 1968.
8. De Nardo L. L. Il “Dialogus de musica”. Udine: Forum, 2007. 178 p.
9. Huglo M. L’auteur du “Dialogue sur la Musique” attribué a Odon // Revue de Musicologie 55 (1969). P. 119–171.
10. Huglo M. Der Prolog des Odo zugeschriebenen “Dialogus de Musica” // Archiv für Musikwissenschaft 28 (1971). S. 134–146.
11. Huglo M. Grundlagen und Ansätze der mittlelaterlichen Musiktheorie // Geschichte der Musiktheorie. Bd. 4 / hrsg. v. T. Ertelt und F. Zaminer. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2000. S. 17–102.
12. Liber usualis. Tournai; New York: Desclée, 1961. 2338 p.
13. Meyer Ch. Die Tonartenlehre im Mittelalter // Geschichte der Musiktheorie. Bd. 4 / hrsg. v. T. Ertelt und F. Zaminer. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2000. S. 135–215.
14. Pesce D. Guido d’Arezzo’s Regule Rithmice, Prologus in Antiphonarium and Epistola ad Michahelem <...> Ottawa: The Institute of Mediaeval Music, 1999. 616 p.
15. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum / ed. M. Gerbert. Vol. I. St. Blasien: Typis San Blasianis, 1784. 350 p.
16. Pseudo-Odo of Cluny // Strunk’s Source Readings in Music History. Revised edition. New York: Norton, 1998. P. 198–210.