Мост к современности. О стилевом курсе гармонии

Аннотация

Едва ли не самое существенное из того, что произошло в последние полвека с отечественной теорией музыки, и с наукой о гармонии в частности, — это ее историзация и как следствие — естественное в такой ситуации повышение внимания к категории гармонического стиля. Историзация, первые импульсы
которой возникли примерно столетие назад, имела несколько следствий, весьма ощутимо перестраивающих профиль науки, а в последние десятилетия и учебной дисциплины. К ним относится мысль об относительности как эстетических представлений о гармонически приемлемом, так и конкретно-технических правил и норм, которые меняются от эпохи к эпохе или от автора к автору, или даже от сочинения к сочинению, если говорить о музыке XX века.

Ключевые слова
Использованная литература

1. Берков В. О. Гармония Глинки. М.–Л.: Музгиз, 1948. 254 с.

2. Берков В. О. О гармонии Бетховена. На пути к будущему // Бетховен: сб. статей. Вып. I. М.: Музыка, 1971. С. 298–332.

3. Бершадская Т. С., Титова Е. В. Гармония: программа для музыкальных вузов по специальности 051400 «Музыковедение». Образцы заданий для практических работ. СПб.: Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2004. 56 с.

4. Бершадская Т. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. 200 с.

5. Вишневская Л. А. Гармония в стилях. Теория. Практика: учебное пособие. Саратов, 2008. 99 с.

6. Глядешкина З. И. Гармония в музыке венских классиков. Лекция по курсу «Гармония» для студентов музыкальных вузов. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. 84 с.

7. Григорьев С. С. Гармония: программа-конспект курса для историко-теоретических факультетов музыкальных вузов. М., 1974. 95 с.

8. Девуцкий В. Э. Стилистический курс гармонии. Воронеж: Воронежский государственный университет, 1994. 340 с.

9. Денисов А. В. Гармония классического стиля: учебное пособие для музыкальных училищ и вузов. СПб.: Композитор, 2004. 200 с.

10. Дьячкова Л. С. Гармония в западно-европейской музыке (IX — начало XX века): учебное пособие. М., 2009. 232 с.

11. Катунян М. И. Гармония: программа дисциплины по специальности «Фортепиано». М., 2003. 60 с.

12. Кириллина Л. В. Гармония / Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX века. В 3 ч. Ч. 2: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007. С. 11–60.

13. Кузнецов И. К. О взаимодействии принципов контрапункта и гармонии в музыке Палестрины и Лассо // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сборник 33. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. С. 70–85.

14. Ларош Г. А. Исторический метод преподавания теории музыки // Г. А. Ларош. Собрание музыкально-критических статей. В 2 т. Т. 1. М.: Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и К., 1913. С. 260–279.

15. Лыжов Г. И. К звуковысотной структуре музыки. Хроника трудов Ю. Н. Холопова о гармонии // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения: сб. статей / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Музиздат, 2008. С. 164–191.

16. Львов Н. А. О русском народном пении // [Н. Львов] Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку положил И. Прач. СПб., 1790; М.: Музгиз, 1955. XII, 350 с.

17. Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. 616 с.

18. Ментюков А. П. Очерки истории гармонических стилей: учеб. пособие по курсу «Гармония». В 2 ч. Ч. 1. От Хукбальда до Скарлатти. Новосибирск: НГК (академия) им. М. И. Глинки, 2006. 254 с.

19. Ментюков А. П. Очерки истории гармонических стилей: учеб. пособие по курсу «Гармония». В 2 ч. Ч. 2. Западноевропейская классика XVIII–XIX вв. Новосибирск: НГК (академия) им. М. И. Глинки, 2008.

20. Металлов В. М. Строгий стиль гармонии. Опыт изложения оснований строгого и строгоцерковного стиля гармонии. М.: Юргенсон, 1897. 110 с.

21. Мясоедов А. Н. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). Исследование. М.: Прест, 1998. 142 с.

22. Назайкинская О. Е. Гармония: программа дисциплины по специальности «Оркестровые, духовые и ударные инструменты». М., 2003. 32 с.

23. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.

24. Николаева Е. А. Гармония: программа дисциплины по специальности «Инструментальное исполнительство». М., 2003. 25 с.

25. Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке: в 3 вып. Вып. 1 / отв. за выпуск Л. С. Дьячкова. М.: Музыка, 1985; Вып. 2 / отв. за выпуск Т. Лейе. М.: Музыка, 1985; Вып. 3 / отв. за выпуск Ю. Рагс. М.: Музыка, 1989. 80 с., 70 с., 78 с.

26. Сизова Е. Р. Гармонические стили в музыке доклассического периода: учеб. пособие для муз. училищ и колледжей. Челябинск: ЧИМ, 2004. 160 с.

27. Синьковская Н. Н. О гармонии П. И. Чайковского. М.: Музыка, 1983. 78 с

28. Слонимская Р. Н. Анализ гармонических стилей: тезисы лекций и конспект обзора гармонических стилей. СПб.: Композитор, 2001. 70 с.

29. Старостин И. С. Преподавание теоретических дисциплин в Московской консерватории // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1. С. 135–176.

30. Сыров В. Н. К построению курса истории гармонии // Оптимизация учебного процесса. Тезисы научно-методической конференции. Н. Новгород, 1992.

31. Сыров В. Н. Стилизация в курсе гармонии // Тезисы всероссийской научно-методической конференции. Самара, 1992.

32. Сыров В. Н. Формирование тонально-гармонической системы в западноевропейской музыке. Лекции по истории гармонии. Горький, 1989.

33. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. М.: Музгиз, 1959. 384 с. 34. Трембовельский Е. Б. Стиль Мусоргского. Лад, гармония, склад. М.: Композитор, 1999. 392 с.

35. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. испр. и доп. М., 1966. 324 с.

36. Учебное пособие по курсу гармонии для студентов теоретико-композиторского факультета. Нижний Новгород, 2003. 59 с.

37. Холопов Ю. Н. Категории тональности и лада в музыке Палестрины // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сборник 33. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 54–70.

38. Холопов Ю. Н. О гармонии Г. Шютца // Генрих Шютц: сб. статей / Сост. Т. Н. Дубравская. М.: Музыка, 1985. С 133–177.

39. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. В 3 ч. Ч. 1: Гармония старых стилей. М.: Музыка, 1996. 96 с.

40. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. В 3 ч. Ч. 2: Гармония ХХ века. М.: Музыка, 2001. 193 с.

41. Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. В 3 ч. Ч. 3: Гемитоника. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2009. 196 с.

42. Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2006. 432 с.

43. Холопов Ю. Н. Гармония. Практический курс: учебник для специальных курсов консерваторий (музыковедческое и композиторское отделения). В 2 ч. Ч. 1: Гармония эпохи барокко. Гармония эпохи венских классиков. Гармония эпохи романтизма. Ч. 2: Гармония ХХ века. М.: Композитор, 2003. 472 с.; 624 с.

44. Холопов Ю. Н. Гармония: программа-конспект специального курса для историко-теоретических факультетов музыкальных вузов. М., 2005. 120 с.

45. Холопов Ю. Н. Задания по гармонии: учебное пособие для студентов композиторских отделений музыкальных вузов. М.: Музыка, 1983. 288 с.

46. Холопов Ю. Н. О гармонии. М.: Сов. композитор, 1961. 120 с.

47. Холопов Ю. Н. Об эволюции европейской тональной системы // Проблемы лада: сб. статей / Сост. К. И. Южак. М.: Музыка, 1972. С. 35–76.

48. Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. 287 с.

49. Холопов Ю. Н. Современные задачи. О музыкально-теоретическом образовании композиторов // Советская музыка. 1982. № 2. С. 72–77.

50. Холопов Ю. Н. Современные черты гармонии Прокофьева. М.: Музыка, 1967. 453 с.

51. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии. С-Пб., 1897.

52. Этингер М. А. Гармония И. С. Баха. M.: Музгиз, 1963. 109 с.

53. Этингер М. А. Раннеклассическая гармония. М.: Музыка, 1979. 310 с