Междисциплинарные акценты общей теории музыки

Аннотация

Обычно к теории музыки относят цикл композиционных теорий — учения о гармонии, полифонии, форме, ритмике, мелодике, фактуре и т. д. Но кроме них имеются и семиотическая, и психологическая, и акустическая теории музыки и др. Их сумма — и есть общая теория музыки. Я остановлюсь на междисциплинарных аспектах в этой сумме. Здесь ставится иной ряд проблем, чем в композиционных теориях. Но все они направлены на постижение одного — сущности музыки, ее глубочайших тайн.
Виды междисциплинарности, о которых пойдет речь, — это соединение теоретического музыкознания с философией, эстетикой, психологией, нейрологией, семиотикой и аксиологией. Вопросы, которые здесь затрагиваются, изучаются в предметах «музыка как вид искусства», «теория музыкального содержания», «музыкальная психология» и др. на кафедре междисциплинарных специализаций музыковедов (МСМ).

Использованная литература

1. Гегель Г. В. Эстетика. В 4 т. Т. I: Идея прекрасного в искусстве, или идеал. М.: Искусство, 1968. 311 с.

2. Коломиец Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. [б. м.]: Либроком, 2009. 532 с.

3. Медушевский В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: дис. … докт. искусствоведения. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1981. 381 с.

4. Соколов А. С. Спектральный метод // Теория современной композиции: учебное пособие. М.: Музыка, 2005. С. 548–562.

5. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. СПб.: Лань, 2000. 320 с.

6. Холопова В. Н. Интерпретация знаков Ч. Пирса в теории музыкального содержания // Семантика музыкального языка: материалы научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. С. 25–30.

7. Холопова В. Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. 2-е изд. М.: Прест, 2008. 32 с.

8. Холопова В. Н. Компоненты спатиализации в звуковом конструкте музыкального произведения // Этот многообразный мир музыки. Приношение М. Г. Арановскому. М.: Композитор, 2010. С. 114–125.

9. Холопова В. Н. Музыкальные эмоции: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. М.: Альтекс, 2010. 348 с.

10. Холопова В. Эстетика и психология музыкальной композиции // Музыкальная академия. 2011. № 1. С. 31–38.

11. Чередниченко Т. К проблеме художественной ценности в музыке // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. Вып. 5. М.: Сов. композитор, 1983. С. 255–295.

12. Шаймухаметова Л. Н. Семантический анализ музыкальной темы: учебное пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. 266 с.

13. Stockhausen K. …wie die Zeit vergeht… // K. Stockhausen. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952–1962 zur Theorie des Komponierens. Köln: M. DuMont Schauberg, 1963. S. 99–139.