Пасторальная трагикомедия Дж. Б. Гварини «Верный пастух» была весьма популярна в придворных кругах Италии рубежа XVI–XVII веков. Особый интерес она вызвала при дворе Винченцо I Гонзага, герцога Мантуанского, который неоднократно пытался воплотить эту пастораль на сцене. В этот период появляется ряд мадригалов, написанных мантуанскими придворными композиторами на стихи из «Верного пастуха», в том числе, и сочинения Монтеверди, опубликованные в Четвертой и Пятой книгах мадригалов. Их анализ, осуществленный в данной статье, позволяет выявить индивидуальный замысел каждого из этих двух собраний, а также определить направление поисков композитора в жанре мадригала на рубеже веков.
1. D’Ancona A. Il teatro mantovano nel secolo XVI // Origini del teatro italiano: in 2 voll. Vol. 2 Ed. 2. Torino: Ermanno Loescher, 1891. App. 349–584.
2. Einstein A. The Italian Madrigal: in 3 vols. Vol. 1 / Transl. by A. H. Krappe, R. H. Sessions and O. Strunk. Prinsenton: Prinsenton University Press, 1949. 476 p.
3. Guarini G. B. Il pastor fido. Cambrige: Thourlbourn, 1734. 319 p.
4. Hanning B. R. Guarini (Giovanni) Battista // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. / Ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. Vol. 10. Р. 477–478.
5. Haar J., Newcomb A. Madrigal (ii) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd edition: in 29 vols. / Ed. by S. Sadie. L.: Macmillan, 2001. Vol. 15. Р.547–560.
6. La Via S. Monteverdi esegeta: rilettura di «Cruda Amarilli / O Mirtillo» // Intorno a Monteverdi. Lucca: LIM Editrice, 1999. P. 77–99. 7. Lettere dediche e prefazioni / ed. da de’Paoli D. Roma: De Santis, 1973. 426 p.
8. Newcomb A. The Madrigal at Ferrara: in 2 vols. Vol. 1. Princeton: Princeton University Press, 1980. 303 p.
9. Ossi M. M. Divining the oracle: Monteverdi’s seconda prattica. Chicago: University of Chicago Press, 2003. 280 p.
10. Tomlinson G. Monteverdi and the End of the Renaissance. California: University of California Press, 1987. 280 p.