К истории старинных клавишных инструментов: особенности клавикорда эпохи Иоганна Пахельбеля

Аннотация

Европейское клавикордостроение второй половины XVII — ​начала XVIII столетий занимает особое место в истории национальных школ клавишных инструментов. В статье рассматриваются особенности «связанного» типа клавикорда и его значимость для музыкальной жизни Германии того времени и, в частности, для творчества Иоганна Пахельбеля. Автором работы используются сведения из трактатов и иконографические документы соответствующей эпохи, а также собственные фотоматериалы из европейс­ких музеев музыкальных инструментов.

Использованная литература

1. Вирдунг С. Трактат о музыке / Пер. М. Толстобровой. СПб.: Early music, 2004. 147 c.

2. Шекалов В. Возрождение клавесина (Европа и Америка). СПб.: Наука, Сага, 2008. 255 c.

3. Beurmann A. Historische Tasteninstrumente: Cembali, Spinette, Virginale, Clavichorde. München: Prestel, 2000. 216 S.

4. Brauchli B. The Clavichord. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 384 p.

5. Meer J. H., van der Musikinstrumente: von der Antike bis zur Gegenwart. München: Prestel, 1983. 302 S.

6. Poucke P. G. C., van, Schott H. Clavichord (Action and History) // The Harpsichord and Clavichord: an Encyclopedia / Ed. by Igor Kipnis. N.Y., L.: Routledge, 2007. P. 72–76.

7. [Praetorius M.] Syntagmatis Musici Michaelis Praetorii C. Tomus Secundus De organographia. Darinnen Aller Musicalischen Alten und Neuen, sowol Aussländischen, Barbarischen, Bäurischen und unbekandten, als Einheimischen, Kunstreichen, Lieblichen und bekandten Instrumenten Nomenclatur, Intonation unnd Eigenschafft, samt deroselben Justen Abriß und eigentlicher Abconterfeyun: Dann auch Der Alten und Newen Orgeln gewisse Beschreibung, Manual- und Pedal Clavier, Blassbälge, Disposition und mancherley Art Stimmen, auch wie die Regal unnd Clavicymbel, rein und leicht zu stimmen: und was in uberliefferung einer Orgeln in acht zu nehmen sampt angehengtem aussfürlichem Register befindlichen: Nicht allein Organisten, Instrumentisten, Orgel- und Instrumentmachern, sampt allen den Musi[ci]s zugethanen gantz nützlich und nötig, sondern auch Philosophis, Philologis und Historicis sehr lustig und anmütig zu lesen. Benebenst einem außführlichem Register. Wolffenbüttel: Elias Holwein, 16192. [26], 236, [XLII], [4] S.

8. Stembridge Ch. The Cimbalo cromatico and Other Italian Keyboard Instruments with Nineteen or More Divisions to the Octave // Performance Practice Review. Vol. 6. №1 (1993). P. 33–59.