В статье анализируются пьесы композиторов послевоенного авангарда, вошедшие в сборник «Этюды для виолончели к исполнению Новой музыки» — важнейшее методическое пособие подобного рода, имеющееся сегодня. С помощью аннотаций составителя хрестоматии, немецкого виолончелиста Зигфрида Пальма, объясняются особенности нотной графики, специфика исполнения новых приемов игры на виолончели, а также индивидуальный замысел каждого из рассматриваемых сочинений. Определяется роль сборника в развитии «расширенных техник» игры на струнно-смычковых инструментах, а также соотношение технических задач, которые ставили авторы 1950-х — 1960-х годов, с теми требованиями, которые предъявляют к виолончелисту композиторы в наши дни.
1. Бойкова В. Зигфрид Пальм: знаменитый виолончелист о Новой музыке // Научный вестник
Московской консерватории. 2010. № 2. С. 245–249.
2. Anderson R. Cello // The Musical Times. Vol. 128. № 1734 (August, 1987). P. 442.
3. Janof T. Conversation with Siegfried Palm / Published by the Internet Cello Society, 05.03.1998.
URL: http://www.cello.org/Newsletter/Articles/palm.htm (дата обращения: 04.04.2012).
4. Kagel M. [Interview by A. Coleman] // BOMB 88 (Summer, 2004). P. 62–67. URL: http://bombsite.
com/issues/88/articles/2667 (дата обращения: 04.04.2012).
5. [Palm S.] Zeichenerklärungen und Kommentare // Pro musica nova: Studien zum Spielen neuer
Musik für Violoncello. Wiesbaden: Breitkopf und Härtel, 1985. Anhang. S. 1–4.
6. Schmidt M. Capriccio per Siegfried Palm. Regensburg: Conbrio, 2005. 199 S.
7. Turner J. W. Kagel’s Siegfriedp’. URL: http://jwturner.com/?p=547 (дата обращения: 04.04.2012).