В статье вводится в научный обиход неизвестная рукопись М. Ф. Гнесина (май 1929 года), обнаруженная автором в архиве композитора (РГАЛИ, ф. 2954, оп. 1, ед. хр. 124, лл. 35–63). Гнесин предложил оригинальный опыт построения строго организованной, по-своему симметричной ладовой системы еврейской музыки ашкеназийской традиции, взятой в ее целом, от кантиляции Библии до фольклора, в единстве всех сакральных и секулярных жанров.. Гнесиным обоснован выбор предлагаемой шестиладовой системы («еврейский гексаих») на базе трехоктавного фригийского звукоряда с учетом нетемперированного строя, мелодического (нисходящего и восходящего) движения и модуляционных возможностей, заложенных в системе.
1. Береговский М. Измененный дорийский лад в еврейском музыкальном фольклоре (к во-
просу о семантических свойствах лада) // Проблемы музыкального фольклора народов
СССР: ст. и материалы / сост. И. И. Земцовский. М.: Музыка, 1973. С. 367–388 (Фольклор
и фольклористика. Вып. 3).
2. Вайнштейн М. И. Ранние элементы еврейской (ашкеназийской) музыкальной традиции
на примере напевов праздника Йом-Кипур // Традиция в истории музыкальной культуры:
Античность. Средневековье. Новое Время / сост., отв. ред. В. Г. Карцовник. Л.: ЛГИТ-
МиК, 1989. С. 136–152. (Проблемы музыкознания. Вып. 3).
3. Власова Е. Венера Милосская и принципы 1789 года // Музыкальная академия. 1993. № 2.
С. 154–160.
4. Власова Е. Проповедь жизни Михаила Гнесина // Музыкальная академия. 1993. № 3.
С. 178–185.
5. Гнесин М. Ф. Из встреч с Комитасом // Гнесин М. Ф. Статьи. Воспоминания. Материалы /
сост. и общ. ред. Р. В. Глезер. М.: Советский композитор, 1961. С. 192–195.
6. Гнесин М. Ф. Мысли о Яворском // Б. Яворский. Т. 1. Воспоминания, статьи и письма /
сост., ред. и предисл. И. С. Рабиновича, под общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Музыка,
1964. С. 71–77.
7. Гнесин М. Ф. О природе музыкального искусства и о русской музыке: заметки размыш-
ляющего музыканта // Музыкальный Современник. 1915. Кн. 3. С. 5–32.
8. Гнесин М. Ф. Статьи. Воспоминания. Материалы / сост. и общ. ред. Р. В. Глезер. М.: Со-
ветский композитор, 1961. 321 с.
9. Горковенко А. А. Ладовые основы еврейской народной песни (1963) // Песенная лирика
устной традиции: науч. ст. и публ. / сост. и отв. ред. И. И. Земцовский. СПб.: РИИИ, 1994.
С. 223–231. (Серия «Фольклор и фольклористика»).
10. Горковенко А. А. Переменность диатонических ладов в украинских народных песнях.
Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л.: ЛГИТ-
МиК, 1970. 26 с.
11. Гулисашвили Б. А. Периодическая система ладов // Сообщения АН ГССР. 1976. Т. 82. № 3.
С. 753–756.
12. Кушнарев Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Л.: Госму-
зиздат, 1958. 626 с.
13. Никольский А. Звукоряды народной песни // Труды Гос. Института Музыкальной Науки.
Сборник Работ Этнографической Секции. Вып. 1. М.: Муз. сектор гос. изд-ва, 1926. С. 9–51.
14. Носах // Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/15304
(дата обращения: 15.11.2012).
15. Пашинян Э. Р. Универсальная суперладовая тональная система в армянской музыке //
Историко-филологический журнал АН Арм. ССР. 1973. № 3 (62). С. 194–212.
16. Пашинян Э. Р. Универсальная суперладовая тональная система как основа ладовой класси-
фикации народной музыки // Искусствоведение: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. И. Г. Бру-
тян. № 4. Эстетика — подрастающему поколению. Ереван: АГПИ имени Х. Абовяна, 1980.
С. 81–86.
17. Тюлин Ю. Н. Проблема строя народной музыки // Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. 1.
Основные проблемы гармонии / под ред. проф. Б. А. Фингера и А. А. Адамяна. Л.: Музгиз,
1937. 192 с.
18. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. испр. и доп. М.: Музыка, 1966. 223 с.
19. Хаздан Е. Модальные основы идишского фольклора // Еврейская традиционная музыка
в Восточной Европе: сб. ст. / ред. Н. С. Степанская. Минск, 2006. С. 85–116.
20. Холопов Ю. Н. Гексаих: ладовая система древнерусской монодии // Musica theorica-4: сб. ст.
М.: МГК, 1998. С. 4–8. Электронная версия: URL: http://www.kholopov.ru/hexa.html (дата
обращения: 15.11.12).
21. [Энгель Ю. Д.] Еврейская музыка // Риман Г. Музыкальный словарь / Перевод с 5-го не-
мецкого издания Б. Юргенсона, дополненный русским отделом, составленным при со-
трудничестве П. Веймарна, В. Преображенского, Н. Финдейзена, Ю. Энгеля, Б. Юрген-
сона и др. Перевод и все дополнения под редакцией Ю. Энгеля. М.—Лейпциг: Издание
П. Юргенсона, [1901–1904]. С. 1512–1513.
22. Юсфин А. Нужна «периодическая система» ладовых форм // Советская музыка. 1970. № 3.
С. 105–107.
23. Аccentus // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 2nd ed.: in 29 vols. / ed. by
S. Sadie. Vol. 1. L.: Macmillan, 2001. P. 50.
24. Avenary H. Jüdische Musik. (A.) Geschichte der jüdischen Musik // Die Musik in Geschichte und
Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Erste Ausgabe / hrsg. von Fr. Blume. Bd. 7.
Jensen — Kyrie. Kassel [u. a.]: Bärenreiter, 1958. Sp. 225–261.
25. Avenary H. Nusah // Encyclopaedia Judaica. Vol. 12. Jerusalem: Keter, 1972. Col. 1283–1284
[2nd ed.: Vol. 15. Detroit: Thomson Gale, 2007. P. 351].
26. Bohlman. Ph. V. Jewish Music in Europe // The Garland Encyclopedia of World Music. Vol. 8.
Europe / ed. by T. Rice, J. Porter, Ch. Goertzen. N. Y. and L.: Garland, 2000. P. 248–269.
27. Braun J., Hannoch A., Gerson-Kiwi E. und Cohen J. Jüdische Musik // Die Musik in Geschichte
und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. Zweite neu bearbeitete Ausgabe / hrsg.
von L. Finscher. Sachteil. Bd. 4. Hanau — Kartäuser. Kassel: Bärenreiter; Stuttgart: Metzler,
1996. Sp. 1511–1569.
28. Dem Andenken Eduard Birnbaums. Sammlung kantoral-wissenschaftlicher Aufsätze / hrsg. von
A. Friedmann. I. Teil. Berlin: C. Boas Nachf., 1922. 226 S.
29. Frigyesi J. Preliminary Thoughts Toward the Study of Music Without Clear Beat: The Example
of “Flowing Rhythm” in Jewish Nusah // Asian Music. Vol. XXIV. № 2 (Spring/Summer 1993).
P. 59–88.
30. Hebräisch-orientalischer Melodienschatz / zum ersten Male gesammelt, erläutert und
herausgegeben von A. Z. Idelsohn. 10 Bde. Bd. 1. Gesänge der jemenischen Juden. Lpz.: Breitkopf
und Härtel, 1914. XI, 158 S. Bd. II. Gesänge der babylonischen Juden. Bd. III. Gesänge der
persischen, bucharischen und daghestanischen Juden. Bd. IV. Gesänge der orientalischen
Sefardim. Bd. V. Gesänge der marokkanischen Juden. Berlin [u. a.]: Benjamin Harz, 1922;
1922; 1923; 1929. IX, 140 S.; VIII, 68 S.; XV, 280 S.; 119 S. Bd. VI. Der Synagogengesang
der deutschen Juden im 18. Jahrhundert. Bd. VII. Die traditionellen Gesänge der süddeutschen
Juden. Bd. VIII. Der Synagogengesang der osteuropäischen Juden. Bd. IX. Der Volksgesang
der osteuropäischen Juden. Bd. X. Gesänge der Chassidim. Lpz.: Friedrich Hofmeister, 1932.
XXVII, 234 S.; LVIII, 181 S.; XXXIV, 143 S.; XLI, 211 S.; XXVIII, 72 S.
31. Idelsohn A. Z. Jewish Music in Its Historical Development. N. Y.: Henry Holt and Company,
1929. 535 p.
32. Knapp A. The Ashkenazi Prayer-Modes: A Commentary on Their Development and Practice.
Part 2 // The Cantors’ Review. The Magazine of the Association of Ministers Chazanim of Great
Britain. Issue 27 (1981).
33. Levine J. A. Toward Defining the Jewish Prayer Modes with Particular Emphasis on the Adonay
Malakh Mode // Musica Judaica: Journal of the American Society for Jewish Music. Vol. III.
№ 1 (1980–1981). P. 13–41.
34. Schleifer E. Jewish Music. (III) Liturgical and para-liturgical. (3) Ashkenazi. (iii) The 17th and
18th centuries // The New Grove’s Dictionary of Music and Musicians: 2nd ed.: in 29 vols. / ed.
by S. Sadie. Vol. 13. L.: Macmillan, 2001. P. 56–57.
35. Scholes P. A. The Oxford Companion to Music. Tenth Edition Revised and Reset / ed. by
J. O. Ward. N. Y.: Oxford University Press, 1992. 1189 p.
36. Sendrey A. Music in Ancient Israel. N. Y.: Philosophical Library, 1969. 674 p.
37. Seroussi E. Israel: An Overview // Garland Encyclopedia of World Music. Vol. 6. The Middle
East / ed. by V. Danielson, S. Marcus and D. Reynolds. N. Y. and L.: Garland, 2002. P. 1013–1022.
38. Seroussi E. Music: The «Jew» of Jewish Studies // Jewish Studies. Yearbook of the World Union
of Jewish Studies. Vol. 46 (2009). P. 3–84.
39. Shiloah A. Jewish Musical Traditions. Detroit: Wayne State University Press, 1992. 274 p. (Jewish
Folklore and Anthropology Series).
40. Singer J. Die Tonarten des traditionelles Synagogengesanges (Steiger): ihr Verhältnis zu den
Kirchentonarten und den Tonarten der vorchristlichen Musikperiode. Erläutert und durch
Notenbeispiele erklärt. Wien: Em. Wetzler, 1886. 19 S., 11 S. Notenbeilagen.
41. Wagner P. Einführung in die gregorianischen Melodien: ein Handbuch der Choralwissenschaft.
3 Bde. Dritter Teil: Gregorianische Formenlehre. Eine choralische Stilkunde. Lpz.: Breitkopf
und Härtel, 1921. XI, 590 S.