Инструментовка арии Шакловитого из «Хованщины», выполненная по заказу Дягилева для постановки оперы в Париже, стала одной из немногих работ Стравинского, никогда не звучавших со сцены. Шаляпин, чьи требования существенно повлияли на облик арии, на премьере отказался ее петь, а в дальнейшем чистовая рукопись оркестровки была утеряна.
Основную часть данного исследования составляет впервые осуществленный анализ двух эскизов арии, хранящихся в архиве Стравинского в Базеле, — как источниковедческий, так и музыкальный. Выводы ошеломляют: занимаясь «реставрацией» «Хованщины», Стравинский не раз жертвовал подлинным текстом Мусоргского даже не ради Шаляпина — ради Римского-Корсакова.
1. Дягилев С. [Открытое письмо редактору газеты «Биржевые ведомости»] // Биржевые ведомости. 4 февраля 1913. С. 3.
2. Каратыгин В. Г. «Хованщина» и ее авторы // Музы кальный современник. № 5–6. 1917. Январь-февраль. С. 192–218.
3. Купер Э. Статьи. Воспоминания. Материалы. Сост. А. М. Кузнецов. М.: Советский композитор, 1988. 272 с.
4. Луначарский А. В. Русские спектакли в Париже // Театр и искусство. 1913. № 23. С. 486.
5. Похитонов Д. Из прошлого русской оперы. Л.: ВТО, 1949. 262 с.
6. Прокофьев Г. Московская опера. «Хованщина» (Большой театр) и «Купец Калашников» (опера Зимина) // Русская музы кальная газета. № 3. 20 января 1913. С. 91–94.
7. Равель М. О «парижской» редакции «Хованщины» // Музыка. № 129. 14 мая 1913. С. 338–342.
8. Савенко С. И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.
9. Стравинский И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. В 3-х т. / сост., текстологическая ред. и коммент. В. П. Варунца. М: Композитор, 1998–2003. 552, 800, 944 с.
10. Стравинский И. Ф. Хроника. Поэтика. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с.
11. Тимофеев Я. И. Между реставрацией и вандализмом: «Хованщина» в редакции Дягилева // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 177–193.
12. Тимофеев Я. И. О рукописи Заключительного хора Стравинского к «Хованщине» Мусоргского // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 1. С. 54–91.
13. Федор Иванович Шаляпин. В 3-х т. Т. I. Литературное наследство. Письма. Т. II. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. Т. III. Статьи и высказывания. Приложения. М.: Искусство, 1976–1979. 760, 600, 392 с.
14. [Без автора. Без названия] // Обозрение театров. № 2021. 10 марта 1913. С. 13.
15. [Без автора. Без названия] // Театр и искусство. № 22. 1913. С. 465.
16. [Без автора] Конфликт Шаляпин — Дягилев // Вечернее время. № 1974. 20 января 1913. С. 18.
17. [Без автора] С. П. Дягилев сообщает свою программу // Петербургская газета. 28 ноября 1913 г.
18. Calvocoressi M. D. Musicians Gallery. L.: Faber & Faber, 1933. 320 p.
19. A Catalogue of Music. N. S. 11. Bournemouth: Kenneth Mummery, 1957. 32 p.
20. Orenstein A. (ed.) Maurice Ravel. Lettres, Ecrits, Entretiens. P.: Flammarion, 1989. 626 p.
21. Orenstein A. (ed.) A Ravel Reader. Correspondence, Articles, Interviews. N. Y.: Columbia UP, 1990. 653 p.
22. Ravel M. Boris Godounov // Comoedia illustré. 5 June 1913.
23. Stravinsky I., Craft R. Conversations with Igor Stravinsky. L.: Faber & Faber, 1958. 140 p.
24. Stravinsky I., Craft R. Expositions and Developments. L.: Faber & Faber, 1962. 168 p.
25. Stravinsky I., Craft R. Stravinsky. Selected Correspondence. In 3 vols. L.: Faber & Faber, 1982–1985. 471, 544, 543 p.
26. Stravinsky V., Craft R. Stravinsky in Pictures and Documents. N. Y.: Simon & Schuster, 1979. 688 p.
27. Igor Stravinsky. Musikmanuskripte. Inventare der Paul Sacher Stiftung-5. Bearbeitet von H. J. Jans und L. Handschin. Winterthur: Amadeus, 1989. 62 S.
28. Strawinsky I. Chroniques de ma vie. I tome. Paris: Denoël et Steele, 1935. 187 p.
29. Taruskin R. Stravinsky and the Russian Traditions. A Biography of the Works through Mavra. In 2 vols. Berkeley: University of California Press, 1996. 1757 p.
30. Walsh S. Stravinsky: A Creative Spring : Russia and France, 1882–1934. Berkeley and L. A.: University of California Press, 2002. 715 p.
31. White E. W. Stravinsky: The Composer and His Works. 2nd ed. L.; Boston: Faber & Faber, 1985. 656 p.