Статья впервые дает читателю широкое представление о музыкальной иконографии главных направлений буддизма — хинаяны, махаяны, ваджраяны. Иконографические данные сопоставляются с традициями культовой музыки буддизма, а также придворной музыки Китая эпохи Тан и Японии. Сравнительно-исторический анализ изображенных музыкальных сцен, инструментов и ансамблей позволяет реконструировать этапы развития музыкальной культуры древней и средневековой Индии и пополнить знания в облас ти истории формирования музыкальных культур Китая, а также Тибета, Кореи, Японии и древних государств Юго-Восточной Азии. Автором идентифицированы музыкальные инструменты, изображенные в руках небесных музыкантов, а также инструменты-атрибуты определенных персонажей пантеона основных направлений буддизма; кратко изложена история этих инструментов. Прослеживается преемственность китайской, тибетской и т. д. музыкальной иконографии по отношению к древнеиндийской, выявлены различные инокультурные напластования.
1. Афанасьева А.Н. Пхин намтао; Пхин пхиэ // Музыкальные инструменты. Энциклопедия / глав. ред. М. В. Есипова. М.: ДекаВС, 2008. С. 461.
2. Буддизм. Словарь. Буддизм: Словарь / под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992. 288 с. Интернет-ресурс: URL: http://dhamma.ru/dict/about.htm (дата обращения 21.10.2013).
3. Джарылгасинова Р. Музыкальные мотивы в живописи древне-когурёских гробниц // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. С. 223–238.
4. Есипова М. Било в традициях древних религий: христианство и буддизм // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток–Русь–Запад / сост. и отв. ред. И. Лозовая. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 86–93.
5. Есипова М. Культовые музыкальные инструменты буддизма ваджраяны в коллекции музея // Труды ГЦММК им. М. И. Глинки. Альманах. Вып. 3. М.: ДекаВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2007. С. 863–878.
6. Есипова М. Музыкальный инструмент как сакральный объект в буддийской живописи // XXXVII Международный конгресс востоковедов (ICANAS–37). Тезисы: в 3 т. Т. I. М.: Секретариат XXXVII Международного конгресса востоковедов, 2004. С. 377–378; То же на англ. яз. — Musical Instruments as a Sacral Object in The Buddhist Painting // Там же. С. 376–377.
7. Есипова М. В. К вопросу о генезисе горлового пения и обертонового музицирования // Тезисы научных докладов V Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей (горловое пение) — феномен культуры народов Центральной Азии». 25–27 июля, 2008. Кызыл: Тываполиграф, 2008. С. 73–77; То же на англ. яз. — To the questions about the genesis of the throatsinging and overtone playing // Там же. С. 78–81.
8. Есипова М. В. Традиционная японская музыка. Энциклопедия. М.: Языки славянской культуры, 2012. 293 с.
9. Есипова М. В. «Музыка» двадцати пяти бодхисаттв (музыкальный аспект японской амидаистской живописи райго:дзу) // История и культура традиционной Японии 6 / отв. ред. А. Н. Мещеряков / Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности РГГУ. Вып. LI. М.: Наталис, 2013. С. 160–186.
10. Жуковская Н. Л., Корнев В. И. Буддизм как культурноисторический феномен // Буддизм: Словарь / под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. М.: Республика, 1992. С. 5–26. Интернетресурс: URL: http://svitk.ru/004_book_book/14b/3141_jukovskayabuddizm.php (дата обращения 21.10.2013).
11. Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. 600 с.
12. Зубер С. Музыкальные инструменты в иконографии ХараХото // Труды Отдела истории культуры и искусства Востока Государственного Эрмитажа. Т. III. Л.: Государственный Эрмитаж, 1940. С. 325–338.
13. Избранные сутры китайского буддизма / пер. с кит. Д. В. Поповцева, К. Ю. Солонина, Е. А. Торчинова. СПб.: Наука, 2000. 462 с.
14. Иконография ваджраяны / под общ. ред. академика РАН Г. М. БонгардЛевина. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2003. 624 с.
15. Кравцова М. Е. Иконографические принципы буддийского изобразительного искусства / Буддийское искусство // Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 т. Т. VI (доп.). Искусство / под ред. М. Л. Титаренко и др. М.: Восточная литература, 2010. C. 183–200.
16. Образ дхармы. Буддийское искусство от Индии до Бурятии. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. 548 с.
17. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу // Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. XVI. СПб., 1887 / Репринт: Элиста, 1993. 510 с.
18. Рифтин Б. Л. Восемь Бессмертных // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 131.
19. Сукхавативьюха (Амитабха Сутра) / пер. А. Гунского. Интернетресурс: URL: http:// bibleoteca.narod.ru/amitabha.htm (дата обращения 21.10.2013)
20. Сутра Золотого Света / пер. с тибетского А. Кугявичуса. 2004. 92 с. Интернетресурс: URL: http://fpmt.org/wpcontent/uploads/teachers/zopa/advice/pdf/goldenlightsutra_russian.pdf (дата обращения 21.10.2013).
21. Ханг Ритхиравут, Афанасьева Е. Н. Чинг // Музыкальные инструменты: Энциклопедия / глав. ред. М. В. Есипова. М.: ДекаВС, 2008. С. 680.
22. Bhattacharyya B. The Indian Buddhist Iconography. 2nd ed. Calcutta: Ghosh Printing House Private Limited, 1958. 2200 p. (357 ill.).
23. Helffer M. Mchodrol. Les instruments de la musique tibetaine. P. CNRS, 1994. 401 p.
24. Kashima S. Depiction of Kugo Harps in Japanese Buddhist Painting. Transl. by S. Niwa // Music in Art. Vol. XXIV (1999). № 1–2. P. 57–67.
25. Kashima S. Musical Scenes depicted in Japanese Arts. Catalogue of Musical Instruments in Painting from Heian to Edo period, with Drawings of Instruments. Tokyo: Kunitachi college of music, 1988. 182 p.
26. Kaufmann W. Altindien // Musikgeschichte in Bildern. Bd. II. Musik des Altertums / Lfg 8. Hrsg. W. Bachmann. Lpz.: VEB Deutscher Verlag für Musik, 1981. 208 S.
27. Kishibe S. Origin of the K’unghou (Chinese harp) // Тоё онгаку кэнкю (Journal of the Society for Research in Asiatic Music). Vol. XIV–XV (1958).
P. 1–51 (на англ. и япон. яз).
28. Lawergren B. Buddha as a Musician. An Illustration of a Jataka Story // Artibus Asiae. Vol. LIV (1994). № 3/4. P. 226–240.
29. Marcel-Dubois C. Notes sur les instruments de musique figures dans l’art plastique de l’Inde ancienne // Revue des Arts Asiatiques. T. XI (1937). Fasc. 1. P. 36–49.
30. Marcel-Dubois C. Les Instruments de musique de l’Inde ancienne. Paris: Presses universitaires de France, 1941. 259 p.
31. Marcuse S. Musical instruments. A Comprehensive Dictionary. N. Y.: Norton, 1975. XV, 608 p., [24] p. of pl.
32. Picken L. T’ang Music and Musical Instruments // T’oung Pao. Vol. LV (1969). P. 74–122.
33. Song Bang-Song. Koguryo instruments in Tomb № 1 at Ch’angch’uan, Manchuria // Musica Asiatica. Vol. VI (1991). P. 1–17.
34. The New Grove Dictionary of Musical Instruments: in 3 vols. London: Macmillan, 1984. XXXVI, 805; XIII, 985; XIII, 921 p.
35. Treasures of Dunhuang Grottoes. Hong Kong: Polyspring Co., Ltd, 2002. 292 p. (на кит. и англ. яз.).