Один из ориентиров эстетики Никола Пуссена, декларируемой им в письмах, — выступает идущая от античности теория модусов, которую художник почерпнул из музыкального трактата Дж. Царлино «Установления гармонии». Несмотря на постоянный интерес исследователей к данному факту, ранее никем еще не ставился вопрос, каким именно образом данная теория актуализуется в творческой практике Пуссена, определяя внутреннюю музыкальность его полотен.
Вслед за итальянским теоретиком художник рассматривает модус в общелогическом смысле, как рациональный метод организации некоторой вещи и способ ее упорядоченного бытия, актуализуя концепты ratio и ordo в контексте классицистической эстетики. При этом Пуссен почти отождествляет понятие модуса с «мерой», согласно которой следует «устраивать» любую прекрасную вещь, в том числе и живописное произведение. Тут видны отголоски аристотелианства.
Но мастером учитываются и локальные значения этого слова (модус как стиль или манера выражения): Пуссен переносит свойства конкретных музыкальных ладов в сферу изобразительного искусства. Ориентиром для экстраполяции служит этос лада, позволяющий вывести определенные соотношения между характером того или иного модуса и подходящим типом сюжетов. И хотя барочный принцип varietas оставляет возможности для вариативного воплощения какого-либо модуса, возможно вывести такие параметры художественного произведения, которые позволяют интерпретировать полотно как «звучащее» в конкретном ладу. Среди них первое место занимают особенности метроритмической организации целого: визуально ощущаемый темп чередования композиционных элементов; степень регулярности ритмической канвы; метрический картины; бинарное или тернарное членение композиции; наличие и вид композиционной симметрии. На «звучание» полотна влияет и его цветовая структура (колористические рифмы; доминирующий тон; цветовая гамма). На основании анализа полотен Пуссена можно сделать вывод об особенной роли дорийского модуса, воплощающего с наибольшей полнотой категорию порядка — равно значимую и для античности, и для французского классицизма — и совершеннее иных ладов актуализует родовое значение слова «модус».
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ., вступ. ст. В. П. Шестакова. М.: Архитектура-С, 2012. 392 с.
2. Бесчастнов Н. П., Кулаков В. Я., Стор И. Н., Авдеев Ю. С., Гусейнов Г. М., Дыминский В. Б., Шеболдаев А. С. Живопись: учебное пособие. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. 223 с. (Изобразительное искусство)
3. Вейль Г. Симметрия / пер. с англ. Б. В. Бирюкова и Ю. А. Данилова под ред. Б. А. Розенфельда. М.: Наука, 1968. 192 с.
4. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / пер. с не м. А. А. Франковского, вступ. ст. Р. Пельше. М.: Издательство В. Шевчук, 2002. 290 с.
5. Виппер Б Р. Введение в историческое изучение искусства / 3‑е изд. М.: Издательство В. Шевчук, 2010. 368 с.
6. Виппер Б. Р. Западноевропейское искусство первой трети XVII века // Виппер Б. Р. Статьи об искусстве / вступ. ст. Т. Н. Ливановой. М.: Искусство, 1970. С. 451–508.
7. Волошинов А. В. Математика и искусство / 2‑е изд., дораб. и доп. М.: Просвещение, 2000. 399 с.
8. Вольская В. Н. Пуссен: Его творческий путь, метод и теория искусства. М.: Издательство ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1946. 191 c.
9. Глядешкина З. И. Гармония мира как принцип музыки согласно “L’harmonie universelle” (1636) Марена Мерсенна // Глядешкина З. И. Лекции и материалы по истории теории музыки во Франции XVI–XVIII веков. Т. IV. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. 642 c.
10. Даниэль С. М. Европейский классицизм. Эпоха Пуссена. Эпоха Давида. СПб.: Азбука-классика, 2003. 304 с. (Новая история искусства)
11. Даниэль С. М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. 223 с.
12. Даниэль С М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейский живо писи XVII века. Л.: Искусство, 1986. 199 с.
13. Даниэль C М. Сети для Протея. Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2002. 302 с.
14. Декарт Р. Компендиум музыки [фрагменты] / пер. с лат. Л. А. Фрейберг // Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков / сост. текстов и общ. вступ. ст. В. П. Шесткова; под ред. Н. Г. Шахназаровой. М.: Музыка, 1971. С. 342–351. (Памятники музыкально-эстетической мысли)
15. Золотов Ю. Пуссен. М.: Искусство, 1988. 376 с.
16. Клайн М. Математика: поиск истины / пер. Ю. А. Данилова. М.: РИМИС, 2007. 398 с.
17. Кларк К. Пейзаж в искусстве / пер. с англ. Н. Н. Тихонова. СПб.: Азбука-классика, 2004. 304 с. (Художник и знаток)
18. Колмогорова Н. В. Проблемы формы во французской музыке: дисс… канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1998. 256 с.
19. Королева С. Никола Пуссен / текст под ред. М. Гордеевой. М.: ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда», 2010. 48 с. (Великие художники. Том 54)
20. Кучиньская А., Голенищев-Кутузов И. Н. Барокко // История эстетической мысли: в 6 т.
Т. II: Средневековый Восток. Европа XV–XVIII веков / под ред. В. В. Бычкова. М.: Ис-
кусство, 1985. С. 228–246.
21. Лобанова М. Западноевропейское музы кальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 320 с.
22. Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. III: Высокая классика. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 624 с. (Вершины человеческой мысли)
23. Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. IV: Аристотель и поздняя классика. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 880 с. (Вершины человеческой мысли).
24. Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. V: Ранний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 960 с. (Вершины человеческой мысли)
25. Лосев А. Ф. История античной эстетики: в 8 т. Т. VIII: Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. Кн. I. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. 832 с. (Вершины человеческой мысли)
26. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: в 7 т. Т. III: XVII–XVIII века / под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1967. 503 с.
27. Нерсесов Н. Никола Пуссен // Никола Пуссен / сост. и вступ. статья Н. Нерсесова. М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961. С. 1–18.
28. Панофский Э. Et in Arcadia Ego: Пуссен и элегическая традиция // Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства / пер. с англ. В. В. Симонова. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. С. 333–362.
29. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения / пер. с англ. Н. Г. Лебедевой, Н. А. Осминской. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009. 432 с. (Художник и знаток)
30. Письма Пуссена / Никола Пуссен; перевод Д. Г. Аркиной. М.; Л.: Искусство, 1939. 208 с.
31. Рейнгардт Л. Я., Жмакина В. Н. Классицизм // История эстетической мысли: в 6 т. Т. II: Средневековый Восток. Европа XV–XVIII веков / под ред. В. В. Бычкова. М.: Искусство, 1985. С. 246–261.
32. Сигал Н. А. «Поэтическое искусство» Буало // Буало Н. Поэтическое искусство / пер. с франц. Э. Л. Линецкой, вступ. ст. Н. А. Сигала. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 5–40.
33. Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. История, теория, практика: в 2 ч. Ч. I: Контрапункт строгого стиля как художественная традиция и учебная дисциплина. М.: Издательский Дом «Композитор», 2002. 528 с.
34. Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Теория музыки времени Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Русская книга о Палестрине: К 400‑летию со дня смерти / Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 33. М.: МГК, 2002. С. 32–53.
35. Царлино Дж. Установление гармонии [фрагменты] / пер. с итал. О. П. Римского-Корсакова // Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / сост. и общ. вступ. ст. В. П. Шестакова. М.: Музыка, 1966. С. 423–510. (Памятники музыкально-эстетической мысли)
36. Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М.: Наука, 1973. 256 с.
37. Шестаков В. П. От этоса к аффекту: история музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. 351 с.
38. Archives de l’art français, recuell de documents inédits, publiés par la société de l’histoire de l’art français. Nouvelle période. Paris: Jean Schemit, Libraire de la société de l’histoire de l’art français, 52, Rue Laffitte, 1907–. T. V: Correspondance de Nicolas Poussin / publiée d’après les originaux par Ch. Jouanny. Paris: Jean Schemit, 1911. 524 p. https://archive.org/stream/archivesdelartfr05pousuoft/archivesdelartfr05pousuoft_djvu.txt
39. Badt K. Die Kunst des Nicolas Poussin: in 2 Bde. Köln: DuMont Schauberg, 1969. Bd. I: 635 S.
40. Bellori G. P. Osservationi132 di Nicolò Pussino sopra la Pittura // Bellori G. P. Le vite de pittori, scultori et architetti moderni. Parte prima / all’illustr. ed eccellent. signore G. Battista Colbert. Roma: Per il Success. al Mascardi, Con licenza de’Superiori, 1672. P. 460–462.
41. Zarlino G. Le istitutioni harmoniche. Nelle quali; oltra le materie appartenenti alla musica; Si
trovano dichiarati molti luoghi di Poeti, d’Historici, & di Filosofi; Si come nelleggerle si potrà
chiaramente vedere. Venetia: Appresso Francesco Senese, al segno della Pace, 1562. 347 p.
132