Проблема тождества в наследии Лосева и в русском музыковедении

Аннотация

Статья посвящена исследованию категории тождества в свете учения Алексея Лосева. Многие положения научных трудов А.Лосева сыграли большую роль в развитии му­зыковедения, в том числе и через работы Б.Асафьева. В статье прослеживается взаи­мосвязь между тождеством как философско-эстетической и музыкальной категория­ми. Подобный подход позволяет охватить явление в его диалектической целостности и избежать противопоставления различных аспектов категории тождества при рас­суждениях о характере его проявления в музыкальном искусстве.
На основе анализа особенностей проявления категории тождества в музыкальном ис­кусстве автор формирует определение категории тождества в музыке. В статье так­же излагаются принципы, функции и формы проявления этой категории в музыке.

Использованная литература

1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.

2. Арановский М. Г. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка. 1980. № 10. С. 99–109.

3. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Советский композитор, 1978. 352 с.

4. Большая Советская Энциклопедия / Главный ред. А. М. Прохоров. 3-е изд., испр., перераб., расшир. и доп.: в 30 т. Т. II. М.: Советская энциклопедия, 1970. 632 с.

5. Бонфельд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. СПб.: Композитор, 2006. 648 с.

6. Евдокимова Ю. К. Полифония средних веков и эпохи Возрождения. Лекции по курсу «Полифония». М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. 59 с.

7. Зенкин К. В. Музы кальный смысл как энергия // К. А. Жабинский, К. В. Зенкин. Музыка в пространстве культуры. Вып. 4. Ростов-на-Дону: [б. и.], 2010. C. 3–26.

8. Лосев А. Ф. Бытие — Имя — Космос / Сост. А. А. Тахо-Годи, общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова; послесл. В. П. Троицкого и Л. А. Гоготишвили. М.: Мысль; Российский открытый университет, 1993. 958 с.

9. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Под общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993. 962 с.

10. Лосев А. Ф. Форма — Стиль — Выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи, общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова; послесл. В. В. Бычкова, М. М. Гамаюнова. М.: Мысль, 1995. 944 с.

11. Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музы кальных произведений. М.: Музыка, 1967. 749 с.

12. Музыкальный язык в контексте культуры / Сб. научных трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 106. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1989. 134 с.

13. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 384 с.

14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 16-е изд., испр. М.: Русский язык, 1984. 797 с.

15. Платон. Cочинения: в 3 т / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т. I. М.: Мысль, 1968. 622 с. (Философское наследие.)

16. Протопопов В. В. Вариационные процессы в музы кальной форме. М.: Музыка, 1967. 151 с.

17. Пясковский И. К. Логика музы кального мышления. Киев: Музична Україна, 1987. 179 с.

18. Свинцов В. И. Логика: Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1987. 288 с.

19. Скребков С. С. Художественные принципы музы кальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.

20. Соколов О. В. О двух принципах формообразования в музыке // О музыке. Проблемы анализа. М.: Советский композитор, 1974. С. 51–72.

21. Советский энциклопедический словарь / Ред. А. Прохоров М.: Советская Энциклопедия, 1983. 1600 с.

22. Способин И. В. Музы кальная форма. М.: Музыка, 1972. 400 с.

23. Философский словарь / Под ред. И. Фролова. М.: Издательство политической литературы, 1987. 592 с.

24. Философская энциклопедия / Под ред. В. Константинова: в 5 т. Т. V. М.: Советская энциклопедия, 1970. 742 с.

25. Холопов Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития // Теоретические на блюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. С. 127–157.

26. Холопова В. Н. Музы кальные эмоции. Учебное пособие музы кальных вузов и вузов искусств. М.: Альтекс, 2012. 346 с.

27. Цуккерман В. А. Анализ музы кальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1974. 246 с.

28. Цуккерман В. А. Анализ музы кальных произведений. Рондо в его историческом развитии.
Часть 1. М.: Музыка, 1988. 175 с.

29. Ambroise B., Laugier S. et al. Sens, usage et contexte. P.: J. Vrin, 2011. 382 с. (Philosophie du langage, 2.)

30. Brugère F., Peker J. Philosophie de l’art. P.: Presse Universitaire de France, 2010. 269 с.

31. Ernout A., Meillet A. Dictionnaire étymologique de la langue latine. P.: Klincksieck, 2001. 833 с.

32. Fontanier J.-M. Le Lexicon. Dictionnaire trilingue français, latin, grec. Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2012. 729 р.

33. Gumplowicz P. Les résonances de l’ombre. Musique et identités : de Wagner au jazz. P.: Fayard, 2012. 323 с.

34. Imberty M. De l’écoute à l’oeuvre. Etudes interdisciplinaires. P.: L’Harmattan, 2001. 158 с.

35. Morfaux L.-M. Vocabulaire de la philosophie et des sciences humaines. P.: Armand Colin, 1980. 400 с.

36. Pouivet R. L’ontologie de l’oeuvre d’art. Paris. J. Vrin, 2010. 272 с.

37. Robert P., Rey-Debove J. Le Nouveau Petit Robert de Paul Robert. Dictionnaire alphabétique et analogique de la langue française. P.: Le Petit Robert, 2011. 2553 с.

38. Schnapper L. L’ostinato procédé musical universel. P.: Honoré Champion, 1998. 275 р.

39. Stoïanova I. Manuel d’analyse musicale. In 2 Vols. P.: Minerve, 1996, 2000. 252, 285 р.